19 ноября исполняется 25 лет со дня открытия метро в Нижнем Новгороде.
Нижегородский метрополитен (до 1992 г. – Горьковский метрополитен) по размерам занимает третье место в России, уступая метрополитенам Москвы и Петербурга.
Постановление о строительстве метрополитена в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) было принято Советом министров СССР 15 июля 1977 г. При проектировании станция "Московская" была принята как узловая пересадочная, и от нее пошли четыре направления: Автозаводское, Сормовское, Мещерский микрорайон и Нагорная часть.
17 декабря 1977 г., была забита первая свая ограждения станции "Ленинская". Право забить первую сваю было предоставлено лучшему экипажу копровой установки тоннельного отряда №20 "Главтоннельметростроя". На месте первой забитой сваи был установлен памятный знак, обозначивший символическое рождение десятого метрополитена в стране - в городе Горьком.
В сентябре 1978 г. от станции "Ленинская" началась проходка тоннелей. Строительство перегонных тоннелей велось с использованием экспериментальных не апробированных технологий: монолитной пресс-бетонной обделки (сплошного прессованного бетона). Следствием этого стали проблемы как при строительстве (от задержек при проходе кривых до поднятия трамвайных путей при выдавливании бетона), так и при эксплуатации: тоннели, построенные по технологии МПБО, не выдерживают нагрузок от эксплуатации и уже через 25 лет требуют реконструкции.
Первая очередь метрополитена, протяженностью 6,8 км, включала станции "Московская" - "Чкаловская" - "Ленинская" - "Заречная" - "Двигатель Революции" - "Пролетарская".
19 ноября 1985 г. на станции "Ленинская" состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка метрополитена.
Это был общегородской праздник. Газеты писали: "Первые пассажиры увидели шесть новых станций. У каждой из них свой художественный образ. А создать его помогло использование богатой цветовой гаммы природного камня. Его привезли в город на Волге из Карелии и Ленинградской обл., с Украины и Киргизии, с Байкала и из Грузии, Узбекистана, Хакасии и даже с Кубы. Строить горьковчанам метро помогала вся страна".
Торжественный пуск планировался 7 ноября, к 68-й годовщине Октябрьской Революции, однако по неизвестным причинам с открытием опоздали почти на две недели.
20 ноября 1985 г. на участке ст. "Московская" - ст. "Пролетарская" пошли регулярные поезда.
9 августа 1987 г. было открыто регулярное движение поездов на участке ст. "Пролетарская" - ст. "Комсомольская".
20 декабря 1989 г. - введен последний участок Автозаводской линии - ст. "Комсомольская" - ст. "Парк культуры".
20 декабря 1993 г. было положено начало второй, Сормовской линии, на которой открыли первые две станции - "Канавинскую" и "Бурнаковскую".
9 сентября 2002 г. введена в эксплуатацию 13-я станция - "Буревестник" Сормовской линии.
В настоящее время две линии метрополитена проходят по четырем районам заречной части Нижнего Новгорода: Канавинскому, Ленинскому, Автозаводскому и Московскому.
Длина пассажирских линий около 15,5 км.
Все станции нижегородского метро - неглубокого заложения. 11 из 13 станций - колонные или односводчатые, построенные по типовым проектам; две из 13 являются местной достопримечательностью - ст. "Московская" и ст. "Буревестник".
Станция "Московская" является уникальным подземным сооружением в отечественной практике метростроения и не имеет аналогов. На этой станции под одним покрытием без разделительной стенки расположены две островные пассажирские платформы с комплексом из четырех путей. Несущее покрытие поддерживают четыре ряда колонн с шагом в 6 метров. Станция позволяет принимать одновременно четыре электропоезда. Для пересадки пассажиров в попутном направлении с одной линии на другую достаточно перейти на противоположную сторону платформы.
Особенностью станции "Буревестник" является то, что располагается она над поверхностью земли.
Две ветки нижегородского метро функционируют как одна - на станции "Московская" поезда следуют на другую ветку, меняя направление движения. Пассажиры при этом продолжают поездку, не выходя из вагонов. В связи с этим поезда на Сормовской ветке следуют по "неправильным" путям, т.е. движение там левостороннее.
Станции открываются в 5.30 утра и закрываются в 00.00. Ежедневно на линии выходит более десятка поездов. Интервал движения составляет 5-6 минут в часы пик, 10-15 мин. - в остальное время, и 15-20 мин. - вечером, при существенном снижении пассажиропотока.
Оплата проезда осуществляется жетонами, которые пассажиры могут приобрести в кассах. На некоторых станциях с советских времен сохранились разменные автоматы. Электродепо "Пролетарское" находится между ст. "Пролетарская" и ст. "Автозаводская". Там же находится соединительная ветка (гейт) метро с сетью железных дорог.
Первой станцией, расположенной в нагорной (верхней) части города, на правом берегу реки Оки, станет станция "Горьковская". Название "Горьковская" выбрано не случайно - станция будет расположена рядом с одной из центральных площадей Нижнего, Площадью Горького, в непосредственной близости от дома, где в детстве жил писатель. От площади отходит главная улица города - Большая Покровская, идущая к площади Минина и Нижегородскому Кремлю.
Строительство станции началось в мае 1989 г., но было приостановлено из-за несогласия жителей во главе с губернатором области Борисом Немцовым. Возобновили строительство в июле 2008 г.
4 ноября 2009 г. состоялся торжественный пуск в эксплуатацию автодорожной части метромоста. Завершить строительство станции "Горьковская" и открыть движение поездов метро в верхнюю часть города при соответствующем финансировании предполагается в 2012 г.
Полностью метро в верхней части Нижнего Новгорода должно быть построено к 2020 г. Планируется создать 15 новых станций. Горьковская линия продлится до микрорайона Верхние Печеры и дальше через Кузнечиху в Анкудиновку, Константиново, Ольгино до Новинок. В районе Новинок предусматривается строительство метромоста для продления Автозаводской линии метро до станции "Юго-западная".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников