Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве. Справка

Концертный зал имени П. И. Чайковского, являющийся основной площадкой Московской Государственной Филармонии, был открыт 70 лет назад - 12 октября 1940 года.

Концертный зал имени П. И. Чайковского, являющийся основной площадкой Московской Государственной Филармонии, был открыт 70 лет назад - 12 октября 1940 года.

На месте современного здания, расположенного на Триумфальной пощади, на углу Тверской улицы, в трехэтажном здании в 1901 г. французский антрепренер Шарль Омон открыл театр "Буфф-миниатюр", позже в этом здании разместился театр легкого жанра "Зон", а после 1917 г. – Театр РСФСР.

В 1922 г. здание было передано Театру имени Мейерхольда. В 1932 г. началась реконструкция театра, так как режиссеру-реформатору с его авангардными проектами стало тесно в дореволюционном здании.

Новое здание было задумано Мейерхольдом как самый большой и современный театр в Москве. Он хотел построить здание в традициях античной архитектуры – необычный овал основного пространства зала с небольшим партером, тремя амфитеатрами и двумя ярусами балконов, а также огромный стеклянный потолок.

В реализации замысла режиссера принимал участие выдающийся русский архитектор Алексей Щусев, а также молодые архитекторы Григорий Бархин и Сергей Вахтангов.

В 1938 г. здание было построено вчерне – в кирпиче и бетоне. Однако к этому времени Театр Мейерхольда был ликвидирован, а сам режиссер в 1939 г. был арестован и впоследствии расстрелян. Недостроенное здание театра правительство передало Московской филармонии.

В 1938 г. в угловой части здания была открыта станция метро "Маяковская", а к 1940 г. была закончена внутренняя и наружная отделка концертного зала, которую завершил архитектор Дмитрий Чечулин.

В построенном на месте театра зале архитектором были использованы идеи Мейерхольда; оригинальная эллипсоидная форма зала, которая обеспечивает прекрасную видимость и слышимость в любой его точке, расположение зрительских мест полукругом, охватывающим сцену.

Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя Петра Ильича Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. Оно  состоялось 12 октября 1940 г. На торжественном концерте в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали произведения Петра Чайковского: Шестая симфония, "Франческа да Римини", первая часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы в исполнении Льва Оборина, Веры Давыдовой, Пантелеймона Норцова, Елены Кругликовой, Марка Рейзена и др.

В глубине большой сцены зала был встроен лучший тогда в стране орган немецкой фирмы "Валькер", привезенный из Ленинградского собора св. Петра и Павла.

Во время Великой Отечественной войны, когда начались бомбежки и обстрелы, часть артистов была эвакуирована, многие ушли на фронт, работали во фронтовых концертных бригадах. В подвале зала было бомбоубежище, а на крыше стояла зенитная установка. Во время воздушной тревоги концерты прерывались, и слушатели спускались в бомбоубежище. Зал не отапливался, но артисты все равно работали в легких концертных костюмах. В это военное время состоялись два уникальных концерта. Один – на крыше зала для зенитчиков, другой – на перроне станции "Маяковская". За четыре военных сезона в Зале им. Чайковского прошло около полутора тысяч концертов, на которых побывало более двух миллионов человек.

В послевоенные годы заметно расширился творческий диапазон филармонического зала. Кроме музыкантов академического направления, здесь стали выступать мастера эстрады, драматические актеры, танцевальные коллективы. Все чаще давали концерты зарубежные исполнители.

С 1962 г. на сцене Концертного зала проводятся прослушивания Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

С 1999 г. здесь проходят международные конкурсы струнных квартетов им. Д. Д. Шостаковича. Зал был также ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров и артистов балета и даже международных шахматных турниров. В зале Чайковского проходили Пушкинские праздники поэзии и Московские дни поэзии, творческие вечера поэтов и прозаиков, выступления мастеров художественного слова. Целую эпоху в истории зала составили рассказы Ираклия Андроникова.

В сезоне 2004-2005 гг. Концертный зал имени П. И. Чайковского предстал перед слушателями в обновленном виде. В зале были проведены несколько независимых акустических экспертиз, которые дали рекомендации по ремонту. Был проведен первый этап реконструкции: в зале установлены новые кресла, отреставрирован пол, в Германии изготовлена легко трансформирующаяся дополнительная сцена. В результате изменилась пространственная концепция зала, расширились его творческие возможности, значительно улучшилась акустика. Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер, или достроить сцену для исполнения масштабных произведений, требующих увеличенных составов исполнителей.

В ноябре 2008 г. был проведен еще один этап реконструкции зала по улучшению акустики. Для этих целей в зале была установлена суперсовременная электронная система коррекции акустики. Тогда же филармония занялась улучшением своего нижнего фойе, где на протяжении нескольких лет располагались кафе и магазины.

В сентябре 2009 г. был завершен очередной этап реставрационных работ по восстановлению исторического облика фойе Концертного зала имени П.И. Чайковского.

В ходе реставрации были открыты для глаз публики все архитектурные сооружения, сняты лишние перегородки, которые теперь позволяют увидеть прежнюю архитектуру фойе. Появился Камерный зал со своей архитектурой.

При установке электронной системы коррекции акустики были использованы самые передовые разработки и алгоритмы, созданные специально для КЗЧ с учетом специфики зала. Сейчас это первая подобная система в России, и предварительные замеры показали ее высокую эффективность.

В зале 1505 мест (небольшой партер, три вместительных амфитеатра и два яруса балконов).

В Концертном зале имени П. И. Чайковского проходят выступления ведущих солистов, симфонических оркестров, хоровых, хореографических, фольклорных, эстрадных коллективов; ставятся оперы в концертном исполнении, музыкально-драматические постановки. В разные годы здесь проходили фестивали к 100‑летию Дмитрия Шостаковича, к 75-летию Родиона Щедрина, "Русская зима" (ежегодный фестиваль Московской филармонии), "Виртуозы гитары"; выступления выдающихся коллективов, таких, как Венский филармонический, Лондонский симфонический оркестры, Симфонический оркестр Артуро Тосканини, оркестр и хор итальянского фестиваля Arena di Verona, симфонические оркестры Москвы и России, Всемирный фестивальный хор; циклы концертов "Оперные шедевры", "Великие оратории", "Европейские виртуозы в Москве", "Звезды мировой оперы в Москве", "Мировые звезды – лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского"; вечера балета, выступления танцевальных коллективов, вечера поэзии. На сцене КЗЧ выступали многие прославленные музыканты.

Благодаря пространственной концепции зала появилась возможность осуществления оперных постановок и исполнения концертных версий. Здесь были представлены оперы "Очарованный странник" Щедрина, "Травиата" Верди, "Алеко" и "Франческа да Римини" Рахманинова, "Капулети и Монтекки" Беллини, "Царь Эдип" Стравинского, "Четыре девушки" Денисова, "Царская невеста" Римского-Корсакова.

В глубине сцены Концертного зала имени П. И. Чайковского в 1959 г. был установлен орган чехословацкой фирмы "Ригер-Клосс", впоследствии дважды реконструированный (1970, 1977). Этот орган признан музыкальной общественностью и критиками одним из лучших инструментов Москвы. Сейчас в зале регулярно проводятся органные фестивали "Девять веков органа" и "Музыка христианских богослужений", выступления выдающихся российских и зарубежных органистов.

На сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского Московская филармония проводит около 300 концертов в год.

Здесь проходят концерты абонементов "Молодые таланты" и "Звезды XXI века", "Сказки с оркестром", "Приглашаем в сказку", "Большая музыка для маленьких", "Классика – это классно! ", "Удивительное – рядом", "Третьяковская галерея", "Музыка, живопись, жизнь".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Справки
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена