Платные дороги в России. Справка

Практика платных дорог в мире существует уже давно. Платные дороги и дорожные объекты, например, мосты, туннели, путепроводы и эстакады приносят неплохую прибыль государству и частному сектору. Это значительно помогает хорошему содержанию дорог, создает безопасное движение автомобилистам.

Практика платных дорог в мире существует уже давно. Платные дороги и дорожные объекты, например, мосты, туннели, путепроводы и эстакады приносят неплохую прибыль государству и частному сектору. Это помогает хорошему содержанию дорог, обеспечивает безопасное движение.

В России стали пытаться вводить платные дороги еще в 1990-х годах. В 1992 году президент РФ подписал указ "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе", в 1998 году указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", уточнявший условия введения в стране платного проезда по автодорогам. В конце 1999 года правительство РФ утвердило временные правила организации эксплуатации федеральных дорог на платной основе. Дальнейшее развитие идеи платных автодорог было отражено в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)", принятой правительством 2 августа 2001 года.

14 ноября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2007 N 257–ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", в котором определяется порядок функционирования и строительства платных дорог на территории России.

Согласно ФЗ, решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении: автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; частных автомобильных дорог общего пользования.

Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:

 – правительством Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения или участка такой автомобильной дороги;
 – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги;
 – органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения или участка такой автомобильной дороги;
 – собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

Законодательство гласит, что решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.

В соответствии с "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог", утвержденными постановлением правительства РФ от 19 января 2010 года, пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение.

Пользователь зак

лючает с оператором договор одним из следующих способов: въезжает на платную автомобильную дорогу; оплачивает проезд в пункте взимания платы; оплачивает проездной талон; приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты.

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге устанавливается оператором. Методика расчета платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам и максимальный размер такой платы утверждаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года.

Не допускается взимание с пользователей каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд, взимаемой оператором.
Правила наделяют операторов правом не открывать барьера (шлагбаума) и не пропускать через пункт взимания платы пользователей, избегающих оплаты проезда, оплачивающих проезд в размере, меньшем установленного размера (за исключением льготных категорий транспорта) или имеющих задолженность перед оператором по оплате проезда.

Согласно правилам, пользователям запрещается препятствовать нормальной работе пунктов взимания платы, в том числе: блокировать проезд через пропускной пункт; самостоятельно убирать барьер (шлагбаум) для проезда через пропускной пункт; въезжать на платную автомобильную дорогу или выезжать с платной автомобильной дороги, минуя пункт взимания платы; проезжать через пункт взимания платы, не оплатив установленной платы за проезд, за исключением льготных категорий транспорта; разрушать оборудование пунктов взимания платы или совершать иные действия, нарушающие установленный порядок проезда через пункт взимания платы и пользования платной автомобильной дорогой с целью отказа от платы, избегания платежа или оплаты платежей в размере, меньшем установленного размера.

Согласно федеральному закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:

 – транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
 – специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
 – транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
 – иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог.

В ноябре 2009 года заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров заявил, что стоимость проезда по платной трассе будет зависеть от многих факторов.

По словам замминистра, в мире существуют несколько схем – либо инвестор будет собирать средства и платить налоги, либо все деньги пойдут в бюджет, а государство гарантирует возвращение прибыли заинтересованным лицам. Еще один вариант – инвестор сможет получать дополнительную прибыль за счет развития придорожного сервиса. В любом случае во всех проектах строительства платных дорог заложен принцип – финансовые выгоды от проезда по платной автодороге – сокращение расхода топлива, временных затрат, должны быть больше, чем стоимость оплаты проезда.

В 1998–1999 годах на автодорогах России были введены ряд платных участков.

В 1998 году в Саратове через железнодорожные пути был проложен путепровод общей протяженностью более одного километра, за проезд по которому стала взиматься плата в размере 10 рублей. В 2000 году плата была отменена.

В 1998 году был построен мост через реку Дон в Воронежской области протяженностью 2,7 км, вместо паромной переправы, которая после открытия моста была сохранена как альтернативный проезд. Мост позволял существенно сократить время в пути, плата за проезд по мосту составляла 2 рубля с легкового автомобиля и 10 рублей с грузового. В 2001 году, поскольку доходы от эксплуатации не покрывали ежегодных затрат на содержание паромной переправы, взимание платы по этому мосту было также прекращено.

С 1999 года в Липецкой области действует платный 20-километровый участок автодороги в обход населенного пункта Хлевное. Эта автодорога является федеральной трассой "Дон". Участок на обходе населенного пункта Хлевное является единственным платным участком на дороге федерального значения. Дорога приносит доход государству. За 2008 год в бюджет Российской Федерации было перечислено около 118,6 млн рублей.

В 2008 году цена проезда по этому участку для легковых машин была 20 рублей, для грузовых – 40–80 рублей в зависимости от габарита.

С марта 2002 года плата за проезд взимается на ряде дорог в Псковской области.

Плата установлена за проезд по трассам: Печоры – Старый Изборск – Палкино – Остров (19,32 км), Нестрино – Остров до границы с Латвийской республикой (62,11 км), Опочка - Полоцк (82,1 км) и Ольша – Велиж – Усвяты – Невель (58,7 км). Стоимость проезда для легковых автомобилей составляет от 150 до 300 рублей, для фургонов, микроавтобусов с числом мест до 11 – от 230 до 480 рублей, для грузовых машин до 3,5 т – от 240 до 650 рублей, для автобусов с числом мест более 30, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 т и трейлеров свыше 8,8 т – от 560 до 1130 рублей.

Доходы от платных дорог поступают в целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Псковской области.

В Алтайском крае действуют две платные дороги. Это участок автомагистрали "Алтай – Кузбасс" протяженностью в 137 километров и мостовой переход через реку Обь в Барнауле (столица региона). Цены (на начало 2008 года) за проезд по трассе "Алтай – Кузбасс" варьировались от 20 до 60 рублей для разных типов машин. Чтобы въехать в Барнаул по Новому мосту через реку Обь, водитель легкового автомобиля должен был заплатить 10 рублей, грузового – 20 рублей.

В октябре 2008 года в Санкт-Петербурге открылась первая очередь платной дороги – Западного скоростного диаметра (ЗСД).
Протяженность первой очереди ЗСД составила 5,8 километра основной трассы и 2,8 километра съездов.

Западный скоростной диаметр – внутригородская автомагистраль в Санкт-Петербурге. По проекту ЗСД должна связать Большой морской порт Санкт-Петербург и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6–8, транспортных развязок – 15, расчетная скорость движения – 120 км/ч. Плата за проезд по трассе предполагается на уровне до 100 рублей для владельцев легковых автомобилей, 150–300 рублей – для грузовиков. Проезд по отдельным участкам будет стоить дешевле.

Правительством Российской Федерации приняты решения о строительстве платных дорог: участков трассы М–4 "Дон", дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка, скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.
(Российская Федерация Сегодня 14.01.2009)

Как заявил заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, в апреле 2010 года начнется строительство платных участков дорог Москва – Санкт-Петербург с 15 по 58 километры, и так называемая объездная дорога вокруг Одинцова. Новый выход на трассу М–1.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Справки

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.