Если верить одному из самых широко распространенных преданий советской поры, то 14 ноября исполнилось бы 88 лет пионеру-герою Павлику Морозову. О его "подвигах" было рассказано и написано немало, однако сказать, какая именно из историй может претендовать на правду, практически невозможно. В ряде публикаций, например, ставится под сомнение тот факт, что подросток действительно был пионером, а кое-кто вообще видит в Морозове собирательный образ.
Советская пропаганда традиционно выставляла Павлика Морозова образцом для подражания подрастающего поколения. Согласно версии Большой Советской энциклопедии /1974/, будущий герой родился 14 ноября 1918 года в семье крестьянина в селе Герасимовка /ныне Свердловская область/. В период коллективизации мальчик, как утверждается, стал активным участником борьбы с кулачеством, организовал и возглавил первый пионерский отряд в родной Герасимовке.
Официальная советская история гласит, что в конце 1931 года Павлик уличил своего отца Трофима Морозова, в то время председателя сельсовета, в том, что тот продавал спецпереселенцам из числа раскулаченных чистые бланки с печатью. На основании показаний подростка Морозов-старший был осужден на десять лет /по некоторым источникам на пять лет/.
Вслед за этим Павлик, как утверждалось, совершил еще целый ряд "подвигов": сообщил о хлебе, скрытом у соседа, обвинил мужа своей родной тети в краже государственного зерна и заявил, что часть похищенного зерна находится у его родного деда - Сергея Сергеевича Морозова. Он рассказал об имуществе, укрытом от конфискации тем же дядей, активно участвовал в акциях, разыскивая спрятанное добро вместе с представителями сельсовета.
Согласно официальной советской версии, 3 сентября 1932 года, когда мать Павлика ненадолго уехала из села, подросток вместе с восьмилетним братом Федей пошли в лес, где были убиты. Убийцами, как определило следствие, оказались двоюродный брат Павлика - 19-летний Данила, дед Сергей Морозов, которому в ту пору был 81 год. Бабушка Павлика, 79-летняя Ксения Морозова, была объявлена соучастницей преступления, а его организатором признали дядю Павлика - 70-летнего Арсения Кулуканова. На показательном суде в районном клубе все они были приговорены к расстрелу. Расстреляли и отца Павлика - Трофима, хотя в то время он находился далеко на Севере. Рассказывали, что он сам вырыл себе яму перед расстрелом.
После гибели Павлика его мать, Татьяна Морозова, в качестве компенсации за сына, вознесенного на небеса советской пропагандой, получила квартиру в Крыму, часть которой сдавала постояльцам. Женщина много ездила по стране с рассказами о подвиге Павлика. С годами у нее выработалась привычка говорить о нем в таких выражениях, в которых и принято было говорить о герое-пионере. Она умерла в 1983 году в своей квартире, набитой бронзовыми бюстами Павлика.
Имя Морозова было присвоено герасимовскому и другим колхозам, школам, пионерским дружинам и занесено первым в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им.В.И.Ленина /3 ноября 1955/. Павлику Морозову были установлены памятники в Москве /1948/, селе Герасимовка /1954/ и в Свердловске /1957/. О Павлике Морозове слагали стихи и песни, была написана одноименная опера, а великий Эйзенштейн попытался сделать о нем фильм. Киноверсия подвига пионера так и не дошла до зрителей, но остались почет, славословие, подражание и преклонение. "Буревестник революции" Максим Горький называл Павлика "одним из маленьких чудес нашей эпохи".
Созданный советской пропагандой миф о "пионере-герое", который предал собственного отца, просуществовал не один десяток лет. Однако в конце 80-х годов появились публикации, не только развенчивающие миф о Павлике Морозове, которого стали называть предателем и доносчиком, но и ставящие под сомнение сам факт существования человека с таким именем. В первую очередь, сомнения по поводу существования "героя" возникли из-за разночтений с датой рождения и гибели. Его речь на суде, в которой он разоблачал отца существует, в 12-ти вариантах. По сути, невозможно даже восстановить внешний облик Павлика Морозова, поскольку существует множество отличающихся друг от друга описаний.
В 1997 году администрация Тавдинского района решила настоять на пересмотре уголовного дела по факту убийства Павлика Морозова, а весной 1999 года члены Курганского общества "Мемориал" направили в Генеральную прокуратуру ходатайство о пересмотре решения Уральского областного суда, приговорившего родственников подростка к расстрелу.
Между тем, свою версию истории Павлика Морозова изложила его учительница Людмила Исакова /кстати, эту версию подтвердил и младший брат Павла Алексей/. По рассказу Исаковой, отец Павлика пил, издевался над сыновьями и в конце концов ушел из семьи к другой женщине. Возможно, именно этим сугубо бытовым мотивом и объяснялось желание "пионера-героя" отомстить отцу.
Не случайно Генеральная прокуратура, занимающаяся реабилитацией жертв политических репрессий, пришла к выводу о том, что убийство Павлика Морозова носит чисто уголовный характер, а следовательно, преступники не подлежат реабилитации по политическим основаниям. В апреле 1999 года Верховный Суд согласился с мнением Генпрокуратуры.
Кое-где память о Павлике Морозове хранят и по сей день. Например, в Челябинске его имя носит детская железная дорога, его барельеф украшает аллею пионеров-героев на Алом поле. Зато в Москве памятник "пионеру-герою", который стоял в одноименном деском парке на Дружинниковской улице на задах Дома правительства, в 1991 году снесли, а на его месте построили деревянную часовню.
На суде против отца Павел Морозов не выступал и доносов на него не писал. Свидетельские показания о том, что отец избивал мать и приносил в дом вещи, полученные в качестве платы за выдачу фальшивых документов, он дал в ходе предварительного дознания.
Павел Морозов не был членом пионерской организации. В Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина он был занесён только в 1955 году, через 23 года после гибели.
Уголовному преследованию Трофим Морозов подвергался не за сокрытие зерна, а за фальсификацию документов, которыми снабжал членов контрреволюционной группы и лиц, скрывающихся от Советской власти.