«Аксиос!» грянул первый хор. «Аксиос!» - ответил ему второй. «Аксиос!!!» - крики верующих сливались с возгласами священников и умножались под сводами Богоявленского собора, чтобы набрав новую силу под куполом броситься акустической волной в толпу. Собор не смог вместить всех желающих и оставшиеся на улице люди с секундным запозданием вливались в общий хор : «Аксиос!!!» - «Достоин!» - древним греческим приветствием свидетельствовали они возведение на патриаршую кафедру 15-го русского Патриарха.
Так шестнадцать лет назад, 10 июня 1990 года, в Неделю Всех Святых состоялась интронизация Алексия II.
Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй - пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с момента введения Патриаршества на Руси (1589).
Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер , уроженец Санкт-Петербурга, обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева, уроженка Ревеля (Таллина).
Как это происходило
Мало что изменилось в церемонии с древних времен. Рано утром Патриарх прибыл в храм. Около 9 утра началось облачение по патриаршему чину с возложением великого парамана – матерчатого плата прямоугольной формы с изображением Креста. Такой носят монахи на своей спине как знак сораспятия Христу. Раздается возглас «Призри с небесе, Боже…», в этот момент храм озаряется светом – это верующие зажигают свечи в знак особой радости и благоговения к святости происходящего. Рядом с нареченным Патриархом на горнем месте становятся митрополиты Киевский и Минский. Под руки возводят они нареченного Первосвятителя на Патриаршее горнее место. Под возгласы «аксиос» трижды посаждается Патриарх и трижды поднимается. «Аксиос!» - к святейшему Патриарху подходит ключарь с диаконами, подносящими на блюде новый саккос и омофор - богослужебные одежды архиерея. Вместе с ними Патриарху вручаются две панагии (небольшие иконы, чаще всего Божьей матери, носимые архиереями на груди на цепочке) и крест. Иподиаконы переоблачают Патриарха. Звучат особые молитвы. После отпуста Литургии Святейший Патриарх уже в зеленой патриаршей мантии, но еще без куколя (белый патриарший головной убор с закругленным верхом ) и жезла выходит на солею, где его встречают митрополиты Киевский и Минский. «Святейший Владыко! Приими и возложи на голову свою сей священный куколь Патриарха…». Следом в руки нового главы Русской Православной Церкви отдается жезл, последний знак патриаршего достоинства…
Тысячи людей так и не расходятся, долго остаются на соборной площади.
...
Слово «патриарх» происходит от греческого «праотец» или «начальник отцов». Согласно Уставу РПЦ он управляет Церковью вместе со Священным Синодом и представляет ее перед государством. Сан Патриарха дается пожизненно.
День интронизации отмечать стали не так давно. Сам же институт патриаршества в России был установлен в 1589 году, но прерывался на некоторое время. Так случилось потому, что в 1721 году император Петр I ввёл "Духовный регламент" - законодательный акт о реформе церковного управления. Согласно "Духовному регламенту" Церковь подчинялась государству, а вместо патриаршества учреждался специально созданный Святейший Синод. Церковь оставалась без Патриарха более двухсот лет, называясь "вдовствующей". Это время в истории Церкви называют "синодальным периодом".
...
В переломные моменты отечественной истории патриархи Русской Православной Церкви пробуждали духовные силы народа. Так, в Смутное время вдохновителем народного ополчения против захватчиков был Патриарх Гермоген (1606-1612). Первого Патриарха после 200-летнего синодального периода - святителя Тихона (1917-1925) - избирали под гром выстрелов во время революционных событий 1917 года. В 1943 году во время Великой Отечественной войны был избран Патриарх Сергий (1943 - 1944). В 90-е годы XX века, одновременно началось построение нового Российского государства. Одновременно с этим, благодаря деятельности Патриарха Алексия II, началось возрождение Русской Православной Церкви.
На торжествах, посвященных 15-летию интронизации, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл говорил, оценивая деятельность Алексия II, о том, что «в истории нет легких периодов. Но за всю 400-летнюю историю патриаршества трижды страна стояла на пороге саморазрушения и гибели. В годы смуты начала XVII века святитель Гермоген стал во главе и Церкви, и народа, и своим подвигом защитил Русь от распада. Святитель Тихон (в начале XX века) был свидетелем разрушения великой страны и принял в свое сердце всю боль народа и подвигом своей жизни защищал и Церковь, и народ.
В конце XX века над нашей страной вновь нависла угроза гражданской войны, смуты, исчезновения великого государства…» Обращаясь к Алексию II митрополит сказал: «Великая ответственность была возложена Господом на вас, чтобы в это время не сделать ни один опрометчивый шаг, ввести Церковь в тихую гавань, дать возможность набраться сил".
Что делает Патриарх и кто может стать Патриархом
Патриарх- Предстоятель (т.е. «впереди стоящий») Церкви имеет официальный титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата РПЦ. Имя Патриарха возносится за богослужением во всех храмах РПЦ. Патриарх обладает определенными полномочиями, в том числе созывает Поместный и Архиерейские соборы, заседания Священного Синода etc Одновременно Патриарх является правящим архиереем Московской епархии (гор. Москва и Московская область).
Патриарх имеет официальные контакты с представителями других православных церквей и главами иных исповеданий, является полномочным представителем Церкви перед государственной властью.
Сан Патриарха является пожизненным. Кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей РПЦ, гражданин Российской Федерации, не моложе 40 лет. Право суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Поместному собору. В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т.п.) Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола.
Прежде порядок поставления Патриарха был совсем иным. От имени царя или блюстителя патриаршего престола рассылались грамоты ко всем высшим церковным иерархам и игуменам наиболее значительных монастырей с извещением о смерти святителя и с приглашением в Москву для избрания нового патриарха. В назначенный день все приглашенные должны были явиться в Кремль в Золотую палату, где царь открывал собор. Патриарх избирался посредством жребия. Царь называл шесть кандидатов. Бумажки с их именами обливались в присутствии царя воском, опечатывались царской печатью и отсылались в церковь, где заседал архиерейский собор. Жребии полагали на панагию (нагрудная иконка Божьей Матери, знак архиерейского сана) умершего патриарха и вынимали по очереди до тех пор, пока не оставался последний. Этот жребий нераспечатанным вручался царю, который вскрывал его и называл имя нового Патриарха.
Особенности одеяний Патриарха
Роскошное облачение Патриарха несет особый смысл. Его красота, великолепие вышивки по барахату и парче, золотое шитье и драгоценные камни, являются символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин. А каждая часть одеяний имеет свое особое значение.
Облачение Патриарха кроме обычных священнических одежд, состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских Патриархов могла весить более 16 кг. Для болевшего Патриарха Пимена сшили облегченное облачение - без мантии оно весило меньше 3 кг. Современное облачение Патриарха, несмотря на внешнюю представительность, весит не так много - 3-4 кг.
Вне богослужения, Патриарх обычно одет в чёрную рясу и белый куколь на голове. Так же на Патриархе может быть длинная мантия зелёного цвета. Ряса - повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.
Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения.
Мантия
Мантия - длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы.
У простых монахов мантия может быть только чёрного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов - голубого. Цвет патриаршей мантии - зелёный.
На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются "скрижали" - прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые "источниками", или "струями". Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое - обязанность епископа.
Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определённых случаях на богослужении. Вообще же, при облачении в богослужебные одежды, мантия снимается.
Куколь
Куколь, или кукуль, - латинское слово, означает оно "капюшон". Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.
Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой - белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.
Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.
На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет - это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов - ангелов, стоящих ближе всего к Богу, - показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: "Патриарх - ангел Церкви".
Панагия
Панагия - медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери - Всесвятая, по-гречески - "Панагия". Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди ещё в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда - просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название "энколпион", что буквально значит "нагрудник", или "наперсник" (по-славянски "перси" - грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.
Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.
Епископский жезл или посох
Жезл епископа - это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства - пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.
С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр - знак верховной власти). Такой жезл - это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой - является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху - с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.
Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства - это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля - надежда на Бога.
Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода.
Великий параман
Параман представляет собой четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.
Параман - очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетённые из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались так же крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.
Предносной крест
Патриарший предносной крест - это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.
Крест - самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.
Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы, сохранился и доныне - недаром сами эти шествия принято называть "крестными ходами".