Рейтинг@Mail.ru
К 95-летию со дня рождения писателя Ивана Ефремова - справка - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 95-летию со дня рождения писателя Ивана Ефремова - справка

Читать ria.ru в
Иван Ефремов - легендарная фигура, основоположник и классик русской фантастики второй половины ХХ века, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время. Он в 19 лет совершил свое первое открытие и одновременно с дипломами об окончании биологического факультета ЛГУ и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором биологических наук. Один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии). Основатель тафономии - научного направления в геологии. Лауреат Государственной премии СССР - за работу "Тафономия и геологическая летопись".

Родился 22 апреля 1907 в деревне Вырица (ныне Ленинградская область), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, работал в Геологическом музее АН, участвовал в геологических и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного факультета Ленинградского горного института заведовал лабораторией Палеонтологического института АН и руководил несколькими экспедициями, в том числе, в пустыню Гоби.

В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного "крена" общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Иван Антонович был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет "Туманности Андромеды" (1957) и "Часа Быка"(1970).

Научно-фантастическое творчество Ефремова, оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 века, оказало могучее воздействие на расцвет советской научной фантастики в 1960-х годов. Можно говорить о том, что сформировалось литературное направление "последователей И.Ефремова". Еще при жизни Ефремова появились активные последователи художественной системы писателя.

Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Ефремова его последний (во многих смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из советской литературы.

Начав с научно-фантастических рассказов и повестей "на грани возможного", большинство которых составило сборники - "Встреча над Тускаророй" (1944), "Пять румбов. Рассказы о необыкновенном" (1944), "Белый Рог" (1945), "Тень минувшего" (1956), "Алмазная труба" (1946), "Рассказы о необыкновенном" (1946) и др. - Ефремов одним их первых не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантастической идеи, сколько "общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Ефремов черпал замыслы как из различных наук, так и из народных легенд ("Телевизор капитана Ганешина" (1944), "Встреча над Тускаророй", "Ак-Мюнгуз (Белый Рог)" (1945) и др.) Во многих рассказах -"Бухта Радужных Струй" (1944), "Румб второй. Дены-Дерь" (1944), "Олгой-хорхой" (1944), "Голец Подлунный" (1944) и др. - необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время профессиональная подготовка Ефремова обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет рассказа "Тени минувшего" (1945; др. - "Тень минувшего") подтолкнул советского ученого Юрия Денисюка к изобретению голографии. Также выделяются рассказы: "Катти Сарк" (1944), "Обсерватория Нур-и-Дешт" (1944); из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в котором Ефремов обратился к проблеме генетической памяти.

Начиная с повести "Звездные корабли" (1947; 1948), творческая мысль Ефремова решительно выходит на широкий космический простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики "на грани возможного".

Ефремов еще дважды возвращается в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим в повести "Сердце Змеи (Cor Serpentis)" (1959), герои которой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты. Вторым и последним стал масштабный, многослойный и наиболее выдающийся роман "Час Быка" (1970).

Публикация этого романа стала потрясением для читателей 70-х годов (даже в искаженном цензурой варианте). Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. Итоговая мысль романа о том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком "опасной" для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) - написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины.

В конце своего жизненного пути Иван Антонович начал работу над романом "Чаша отравы", который остался незавершенным.

Скончался писатель 5 октября 1972 года, оставшись одной из самых ярких и непревзойденных фигур в истории мировой литературы.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 22 апреля/

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала