"Портфель весит больше, чем ребенок": как детям помогут базовые учебники

МОСКВА, 1 сен — РИА Новости, Анна Михайлова. В скором времени должен быть принят новый федеральный перечень учебников, который приблизит российское образование к переходу на систему базовых пособий по всем предметам. Корреспондент РИА Новости узнала у экспертов, как будет происходить эта трансформация и почему ее не стоит опасаться.

© РИА Новости / Анна ВолковаПерейти в фотобанкРаботники школы разбирают школьные учебники
Работники школы разбирают школьные учебники

Необходимость перейти на так называемые единые учебники назрела давно. Выступают за это прежде всего родители школьников. Разнообразие хорошо не всегда, особенно когда количество не означает качество, считает заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Лариса Сатановская.

"Родители говорят о том, что само количество этих учебников подчас превышает вес собственного ребенка — это уже проблема, конечно, и с точки зрения медицины, и психологии. Второй момент — содержание этих учебников: начиная от некорректности, определенных технических и орфографических ошибок и заканчивая непонятной терминологией. Иногда кажется, что это не образовательное пособие, а какой-то кредитный договор с банком, когда не понимаешь, о чем там написано, но знаешь, что тебе это очень нужно. Нелепость некоторых заданий просто зашкаливает", — отметила Сатановская.

По результатам всероссийского опроса, проведенного Национальной родительской ассоциацией в 2016 году, более 80% родителей недовольны учебниками, по которым занимаются их дети.

Школьные учебники в продаже
"Качество и высокий уровень для всех": нужны ли базовые учебники в школах

"Их неудобно читать, приводятся недопустимые задания, которые лишены не только смысла, но и нравственности. Нужно выводить из линейки все лишнее. Мы должны готовить детей, которых не нужно переучивать", — говорит Сатановская.

Эксперт подчеркивает, что сильнее всего от отсутствия базовых пособий страдают дети, которые меняют школы.

"Если будет определена базовая линейка учебников, родителям с детьми будет уже не так страшно переезжать из города в город, менять школу. В силу различных семейных проблем и по здоровью детей, они часто "не тянут" в сильной школе, и приходится искать что-то более простое или, наоборот, проявляется какой-то талант у ребенка. Конечно, мы ратуем за то, чтобы облегчить этот переход", — объясняет Лариса Сатановская.

© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкПокупатели выбирают учебники на общегородской школьной ярмарке в Новосибирске
Покупатели выбирают учебники на общегородской школьной ярмарке в Новосибирске

За унификацию учебной литературы выступают и издательства, которые уже с начала 2000-х годов занимаются разработкой более упорядоченных комплектов пособий для школ по всей стране, рассказывает первый вице-президент образовательного холдинга "Просвещение" Михаил Кожевников.

"Мы говорим в первую очередь о необходимости единого образовательного пространства, о наполнении его содержанием. Должна быть какая-то база, обязательная для всех школ. Согласно логике, если содержание должно быть единым, то его воплощение тоже будет иметь какую-то базовую форму. В линейке учебников с первого по одиннадцатый класс обязательно должна быть преемственность между начальной и средней школой, внутрипредметная и межпредметная логика, которая позволяет детям говорить на одном языке — как с учителями, так и со своими ровесниками из других городов и школ", — отмечает специалист.

При этом переход на базовые учебники вовсе не исключает того, что дети будут использовать дополнительную литературу в зависимости от уровня школы и класса, подчеркивает Михаил Кожевников.

Школьница читает учебник
Вместо семи алгебр одна: для чего нужны базовые учебники

"Безусловно, в разных школах есть свои нюансы в программах, отличается количество часов на предметы, есть углубленное изучение дисциплин — иностранных языков, русского, математики, физики и так далее. Поэтому, несомненно, для обеспечения той самой индивидуальной "образовательной территории" будут использоваться и другие учебники. Они могут быть экспериментальные, углубленные, но, конечно, должны отвечать определенным требованиям и проходить все экспертизы".

Таким образом, базовые учебники не противоречат ни вариативности подачи материала учителем, ни индивидуальному подходу к конкретному ребенку.

"Существует и большой набор цифровых ресурсов, которые фактически делают вариативность бесконечной. Мы можем каждому ребенку подобрать те материальные и виртуальные ресурсы, которые позволят ему реализовать свою индивидуальную образовательную программу вместе с учителем. Базовая линейка учебников вовсе не противоречит тому, что каждый ребенок дальше будет идти по своей образовательной программе. Вопрос в том, чтобы все дети в стране говорили на общем языке, чтобы у них была единая система понятий", — отметил Михаил Кожевников.

© РИА Новости / Антон КругловПерейти в фотобанкРазгрузка партии учебников в одной из школ в Симферополе
Разгрузка партии учебников в одной из школ в Симферополе

Особые опасения у родителей вызывают сроки реализации программы, ведь большинство школ закупили учебники еще весной, и на оперативное приобретение новых пособий нужны дополнительных деньги. Однако принятие нового перечня не означает немедленной замены библиотечного фонда школ. Учебниками из старого списка можно будет пользоваться в течение пяти лет, да и на подготовку новых комплектов пособий уйдет не один год, объясняет Кожевников.

"Если учитель начал обучать ребенка в пятом классе по определенному учебнику биологии, то дальше, в процессе, менять этот курс ему совершенно необязательно. Это законодательно регламентировано. В школе быстрых изменений в принципе быть не может, потому что это дети, у них не должно быть лишнего стресса, поэтому процесс будет постепенным и осторожным. В школьных библиотеках по-прежнему будет много самых разных книг, мы говорим только о базе", — подчеркнул Михаил Кожевников.

Общество
Комментарии
5 пользователей оставили 6 комментариев
Надо вернуть систему образования СССР. Я не говорю о коммунистических идеях - это политика. Я говорю о качестве. Наша система образования была лучшей в мире. Во всяком случае мы не путали Австрию с Австралией или Швецию со Швейцарией, как представители госдепартамента США. Конечно, наука развивается. И новые знания, должны преподавать детям. Но сейчас разговариваешь с детьми и наступает нервный шок. Полное отсутствие базового понятия института семьи. Для них семья в первую очередь это секс, а не ответственность перед предками, обществом и государством. Современная система образования растит рабов, а не созидателей. Созидатель видит будущее через знания, раб видит будущее как прошлое. Спасибо.
bvotar, хорошо и правильно описана проблема. Давно пора отказаться от американского стиля образования. 👏👏👏👏
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена