"Газовые феи". О распространении смертоносных инструкций для детей в сети

МОСКВА, 4 мар – РИА Новости, Лариса Жукова. Новый виток распространения суицидального контента среди детей обнаружили во Владимире. Местная полиция ищет авторов интернет-рассылки с инструкцией "как стать феей". Что стоит за подобными сообщениями – в материале РИА Новости.

"Как стать феей"

Интерес владимирской полиции вызвала картинка "Как стать феей огня в домашних условиях", оформленная в стиле популярного у детей мультсериала "Клуб Винкс: Школа волшебниц". В инструкции говорится о магическом "преображении" с помощью газовой плиты. Главное условие "обряда": совершить его ночью, пока родители спят.

SIM-карта и мобильный телефон. Архивное фото
Во Владимире ищут авторов сообщений детям с призывом включить газ на ночь

Запрос "как стать феей" довольно популярен. За последний месяц только в Яндексе этим интересовались минимум 32 тысячи раз. Всего же на подобный запрос в сети выводится 39 миллионов сайтов.

На одном из них так описана причина интереса детей: "Просмотрев мультфильм, в котором речь идет о феях Винкс, многие из девочек стали задавать вопрос, каким образом превратиться в настоящую фею с крыльями, и ищут реальный и простой способ по трансформации. Появилось желание иметь огромную силу, порхать по всему миру, причем оставаться милой и маленькой" (орфография и пунктуация сохранена – прим.ред.).

Большая часть способов стать "феей огня, воды и природы всех сил" относительно безобидна: обратиться к "фее желаний", "угостить" ее сладостями, намазать руки зубной пастой на полчаса, набрать льда в тарелку и опустить руку в талую воду и так далее.

© Фото : Инструкция с запрещенным контентом
Инструкция с запрещенным контентом

Не до смеха

Долгое время (как минимум, с 2013-го года) пользователи интернета находили забавной доверчивость детей и рассказывали друг другу о том, какие нелепые способы те находят в сети.

© Фото : скриншот из паблика "ВКонтакте"Скриншот из паблика "ВКонтакте"
Скриншот из паблика "ВКонтакте"

Первым на опасную картинку обратил внимание популярный видеоблогер Сыендук (Дмитрий Карпов) в конце 2014 года. Он посвятил три ролика саркастическим рассказам о "волшебных преображениях" и собрал свыше семи миллионов просмотров.

Однако интернет-общественность заговорила о "газовых феях" лишь весной 2016 года. Тревогу забили родители сразу в нескольких регионах страны. Один и тот же текст – анонимный рассказ матери о том, как она проснулась ночью от запаха газа и обнаружила семилетнюю дочь на кухне – распространился по самым крупным виртуальным сообществам.

 

© Фото : скриншот ВконтактеСкриншот поста Вконтакте
Скриншот поста Вконтакте

Летом стало известно о первом трагическом случае. Инцидент произошел в конце 2015 года в Чебоксарах. Пятилетняя Соня решила "стать феей" из мультфильма "Винкс", действуя по злополучной инструкции, пока взрослых не было дома. Ребенок получил 50 процентов ожогов тела.

"Внучка отказалась от каши и захотела пельмени, я решила сбегать в магазин, побаловать внучку. Меня не было минут сорок. Мне никак в голову не могло прийти такое. Я до сих пор виню себя", – рассказывала журналистам бабушка девочки.

Реакция прошлого года и итоги

Автора картинки найти так и не удалось. Лишь в  Ростове-на-Дону предприняли попытку задержать распространителя суицидального контента. Им оказался 16-летний подросток, студент местного техникума, рассказала РИА Новости председатель Комитета по молодежной политике Законодательного собрания Ростовской области Екатерина Стенякина.

Адресная строка веб-браузера
"Заказали тебя убрать": как в сети вымогают деньги под угрозой убийства

Работу провели интернет-волонтеры под руководством активиста Алексея Азарова. Ростовчане занялись мониторингом социальных сетей вынужденно – после катастрофы Boeing 737 в марте прошлого года. Тогда стали появляться комментарии с разжиганием национальной розни от жителей соседней страны, вспоминает Стенякина. Бдительные граждане устроили интернет-дозор, и в их поле зрения попал странный паблик о феях с подозрительной картинкой.

Администратора сообщества задержали, но уголовного дела не завели. По словам активистов, он тут же раскаялся в содеянном и сообщил, что опубликовал суицидальную инструкцию ради шутки. Группу в социальной сети заблокировали. Страницу с инструкцией на ресурсе Pikabu Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов.

На сообщения о странной картинке отрегировали и в компании Rainbow, которая отвечает за бренд Winx Club. 9 июня 2016 года генеральный директор Rainbow Иджинио Страффи обратился в прокуратуру Москвы с заявлением об ущербе деловой репутации и просьбой завести уголовное дело в отношении создателей материала (копия находится в распоряжении редакции).

"Компания Rainbow с глубоким сожалением отмечает факт распространения материала, который очевидно содержит инструкцию по совершению суицида и использует персонажей Winx Club. Компания Rainbow, чья продукция направлена на продвижение ценностей доброты среди детей, шокирована подобным циничным материалов, очевидно направленным на причинение вреда детям", – сообщили РИА Новости в пресс-службе организации. Сотрудники компании выразили надежду, что правоохранительные органы разберутся в ситуации.

Однако в соцсетях до сих пор беспрепятственно распространяется и картинка, и ее текстовое содержание с инструкцией. Тематических сообществ "ВКонтакте" о феях Винкс свыше двух тысяч, что затрудняет проведение мониторинга ответственными гражданами вручную. Заблокировать суицидальные призывы проблематично: заявки с жалобами на контент рассматриваются в течение суток, и распространить за это время запрещенную информацию злоумышленникам не составляет труда.

Что за этим стоит

Несмотря на то, что многие родители считают, что опасная картинка — это целенаправленная диверсия, историй о том, что что-то угрожает детям, очень много. Бытуют они в форме "городских легенд", говорит Александра Архипова, руководитель исследовательской группы "Мониторинг актуального фольклора" РАНХиГС. В качестве примера подобных "мифов" она приводит недавние события:

"Начиная с сентября 2016, весь интернет обошли предупреждения о "наркожвачках", подкрепленные письмом из Департамента образования за подписью Грищенко, где была фальшивая ссылка на письмо из МВД. Другие пользователи обмениваются предупреждениями о 18-ти террористах из ИГИЛ или о "банде педофилов", коварно заманивающих детей в машину. Третьи говорят об игре "24 часа", во время которой детей якобы вынуждают уйти из дома и бросить родителей. Последние два года то и дело поднимаются волны слухов о группах самоубийц и игре "синий кит”, и сейчас, в феврале 2017 года, произошел очередной всплеск таких историй".

Легенду о феях специалисты связывают с рекламной акцией товаров торгового дома "Гулливер и Ко" в 2015 году. В числе прочих проводился конкурс "Как стать феей Винкс".

"В результате в некоторых городах и странах СНГ появляются слухи о смс-рассылках и сообщениях в соцсетях, где детям, чтобы стать феей Винкс, предлагается включить газ. Эти слухи обошли Казахстан в мае 2016 года и были зафиксированы в Казани в июне 2016 года".

Подобные истории появляются тогда, когда в обществе возникает сильная напряженность, связанная с ожиданием опасности для детей из внешнего мира, рассказала РИА Новости специалист. Именно поэтому слухи об иголках, зараженных ВИЧ, "наркожвачках" и 18-ти террористах вновь становятся актуальными.

Николай Никифоров, герой публикации
"Мертвый журнал": как возникли первые клубы самоубийц в Рунете

Александра Архипова  подчеркивает: несмотря на то, что сами по себе такие истории – это городские легенды, они могут провоцировать людей на воплощение их в жизнь. Это явление антропологи и фольклористы называют "остенсией". Например, некоторые из "кураторов" игры "синий кит", которые рассылают подросткам угрозы и задания, сами являются детьми: "Такие истории являются очень удобной формой напугать одноклассников и тем самым приобрести авторитет".

Что делать

Дети в силу возраста не всегда способны отличить злые намерения от добрых, отмечает психолог Инна Снегирева. Она приводит в пример случай на консультации, когда девочка не могла поверить в то, что за красивой картинкой с любимыми героями может скрываться злой совет.

Клавиатура. Архивное фото.
"Группы смерти" 2.0. Кто стоит за всплеском активности "китов"

По мнению психолога, ребенка сбил с толку доброжелательный тон опасного послания, предвкушение волшебства и красивый лазурно-синий фон: "Детское восприятие больше ориентировано на эмоциональную составляющую. Дети привыкли, что в сказках отрицательные герои выглядят страшными и злыми, а голоса их крайне неприятны. В связи с этим, советы от доброй феи в красивых красках могут восприниматься положительно".

Родители считают, что если что-то объяснить ребенку один раз, то этого будет достаточно, сетует специалист. Она подчеркивает: это не так. Говорить нужно с использованием примеров и в форме диалога:

"Добрый взгляд и голос может перекрыть все те наставления, которые были сказаны родителями. Именно по этой причине нужно подчеркивать, что преступники, для того, чтобы привлечь, ведут себя очень дружелюбно".

Психолог резюмирует: чем больше у родителей времени на то, чтобы интересоваться жизнью ребенка и участвовать в ней, тем меньше рисков того, что кто-то воспользуется его доверчивостью.

Общество
Комментарии
36 пользователей оставили 90 комментариев
Не верю, что никак невозможно поймать рассылающих подобные сообщения. Достаточно поймать пару-тройку и "сделать их феечками" по их же рецепту.
Это одна из форм борьбы с Россией. Не обольщайтесь. Не всё так просто.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена