"Если не я, то кто?": молодые учителя о своей работе в глубинке

© Фото : из личного архива Алины ЛукинскойАлина ЛукинскаяАлина Лукинская

МОСКВА, 5 окт — РИА Новости, Лариса Жукова. День учителя отмечается более чем в ста странах по всему миру. В нашей стране уже второй год работает программа "Учитель для России": общественный проект, привлекающий к преподаванию молодых преподавателей и выпускников лучших вузов страны. Мы поговорили с двадцатилетними учителями, которые уехали в российскую глубинку, и узнали о том, с какими трудностями они сталкиваются и что заставляет их продолжать работу.

Алина Лукинская, 23 года

Откуда: Санкт-Петербург

Где работает: г. Балабаново, Калужская область

© Фото : из личного архива Алины Лукинской Алина Лукинская
Алина Лукинская

Я получила юридическое образование в Санкт-Петербурге, но, проработав по специальности, поняла, что это не мое. Потом уехала в Калининград в детский лагерь дополнительного образования. Сначала работала вожатой, потом занималась методической работой.

В этом году я преподаю в городе Балабаново в Калужской области. Веду историю, обществознание – это двадцать часов в неделю. Из дополнительных кружков – волонтерская и проектная деятельность.

Потребности детей меняются в зависимости от возраста. Младшие (5-7 классы) очень любознательны и умеют учиться для себя. Им интересно работать с учебниками, важно, чтобы была дисциплина, проверки. Кроме того, они любят составлять друг другу тесты с ошибками. Все хорошо усваивают становление Руси и эпоху Александра I, хуже всего идет тема междоусобиц. Каждый урок дети пишут на листочках, что запомнилось лучше всего, а что было непонятно.

Начиная с 8 класса, мотивация учиться снижается. Ни один десятиклассник не представляет, куда и зачем будет поступать. Никто не верит, что можно поступить на бюджет, в московский или питерский вуз. Для них большой город – это Обнинск. Представления о том, чем можно заняться после школы, ограничиваются работой в магазине.

Они учат предмет, чтобы сдать ЕГЭ, и пойти на любое платное обучение в своем городе дальше. Но это не может быть истинной мотивацией! Для меня это пока что обидно и непонятно.

© Фото : из личного архива Алины ЛукинскойАлина Лукинская
Алина Лукинская

В прошлом году я очень хотела попасть в "трудную" школу с детьми из непростых семей. Моя цель была в том, чтобы заниматься с детьми не только образованием, но и вдохновить их на то, чтобы менять свою жизнь своими же силами.

Первая школа оказалась именно такой. Она стояла рядом с трассой. Когда я попросила детей написать сочинение о себе, все написали про торговый центр "Карусель". Вся их жизнь проходила там. Родители постоянно были заняты заработком. 

Один из моих учеников на каждом уроке оскорблял своих одноклассников. Я оставила его после урока, чтобы узнать, откуда у него столько энергии. Он ответил, что ему плохо. Позже я узнала, что его мама и папа были лишены прав, и его усыновили другие родители. Мне пришлось с ними встретиться.

В одном из классов, где постоянно были оскорбления друг друга, я попросила честно поднять руки тех, у кого дома родители непристойно выражаются. Не подняли руку только три человека.

В конце года я узнала, что мои ученики из трудной школы стали победителями районных олимпиад. Для меня это было большой победой. Меня в этой профессии мотивирует все. Я каждый день ухожу из школы с улыбкой.

Олег Орлов, 27 лет

Откуда: Москва

Где работает: пос. Демьян Бедный, Тамбовская обл.

© Фото : из личного архива Олега ОрловаОлег Орлов
Олег Орлов

Я по образованию историк, специализировался на медиевистике и культурной жизни России XIX века. Последние три года работал воспитателем в детском саду в Москве. Работа с детьми мне очень нравилась. У меня давно была идея уехать в глубинку, узнать, что представляет собой наша страна в провинции, и заниматься там образованием. Когда я узнал о программе, я сразу отправил заявку.

Сейчас я в поселке Демьян Бедный – 120 километров на юг от Тамбова. Здесь при советской власти выращивали яблоневые сады, и в 80-е года сюда на заработки стали приезжать этнические курды из Средней Азии. Они составляют четверть населения поселка, а всего здесь полтысячи человек. В школе 42 ребенка. В каждом классе – по четыре-пять человек.

Живу в небольшом доме рядом со школой. Здесь нет интернета – он только в школе, и очень слабая сотовая связь. Зато есть эффект сломанного телефона. Например, я узнал, что, оказывается, приехал сюда за миллион рублей и бежал из Москвы, чтобы не платить алиментов. Но люди добрые. 

Когда мы приехали, дети начали стучать в окно. Искали общения. Я объяснил, что есть дверь, пригласил в гости, показал игру "Монополия". Так мы познакомились. Дети очень открытые, готовы помогать во всем. Футбол – основное развлечение. Но, в целом, их главная деятельность – помощь родителям по хозяйству.

Я работаю пять дней в неделю плюс дополнительное образование: веду латиноамериканские танцы и предпринимательство. Ключевая идея – уметь производить что-либо из имеющихся ресурсов. Это необходимо, потому что альтернатив таким кружкам нет. Районный центр с секцией карате находится в нескольких десятках километров.

© Фото : предоставлено проектом "Учитель для России"Олег Орлов
Олег Орлов

Есть дети, которые привыкли себя считать неуправляемыми. Если бы мне все время говорили, что я "плохой", я бы тоже как-то старался оправдать такие ожидания. Мне кажется, тут главное доверие.

Живущий в приемной семье Сергей (11 лет), Дима (9 лет), живущий в приёмной семье Максим (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (слева направо) на перемене в школе села Сенное в Брянской области
Второе рождение сельской школы: дом, где согреваются сердца
В пятом классе дети еще очень любознательны, и впитывают все, как губка. Моя цель в том, чтобы у детей остались базовые знания – выстроилась хронологическая цепочка: какие эпохи существовали и как между собой связаны. Некоторые думают, что Средневековье заканчивается в 19 веке. Я включаю много игровых моментов. Например, я повесил ватман на стену и написал, что каждый может задать абсолютно любой вопрос по истории, географии, обществознанию. Первые два дня лист висел пустой. Потом начались вопросы. Но очень простые. Я написал: "Задавайте более сложные вопросы". Они ответили: "Мы не можем". Я написал: "Почему? Давайте".

Кто-то написал: "Когда умер Ленин?". Один девятиклассник уточнил в учебнике и ответил сам. 

Здесь неподалеку, в тридцати километров, дом-усадьба Рахманинова, и я был поражен, что почти никто там ни разу не был, хотя это совсем близко. Многие не выбираются дальше поселка или райцентра. Мы организовали экскурсию, и для детей это было целое событие.

Часто я вижу, что детям тяжело усваивать уроки. Но тем не менее им необходимы знания, общения, события. Я здесь нужен больше, чем в Москве, и я на своем месте. Мотивация работать в сельской школе у молодых учителей крайне низка в силу бытовых проблем. Поэтому если не я, то кто?

Общество
Комментарии
5 пользователей оставили 5 комментариев
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена