МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Тридцать лет назад трибунал Белорусского военного округа начал процесс над Григорием Васюрой, одним из главных карателей Хатыни. Подполковник юстиции, а в то время — судья Военного трибунала БВО Виктор Глазков, вынесший преступнику смертный приговор, рассказал Sputnik Беларусь подробности последнего громкого дела о злодеяниях фашистских наемников-предателей в СССР.
Главную роль в карательной операции играл 118-й полицейский батальон, бойцы которого были предателями — батальон был сформирован в основном из украинских националистов, перешедших на службу к немцам. После Хатыни многие из них ушли в Польшу, а потом во Францию. Многие каратели батальона пошли с немцами до конца и после окончания войны не вернулись в СССР, пишет Sputnik.
Но были и такие, кому удалось замести следы и остаться в стране. К их числу относился Григорий Васюра — начальник связи укрепрайона 67-й стрелковой дивизии, перешедший на сторону фашистов в 1941 году и ставший самым жестоким карателем Хатыни. В 1952 году Васюра был осужден за то, что служил у немцев, однако получил всего 25 лет, поскольку у суда не было доказательств его участия в карательных операциях. Отсидел Васюра только 3 года — в 1955 году он попал под большую амнистию к юбилею Победы. После этого он вернулся на Украину, где смог дослужиться до заместителя директора совхоза. "Он жил себе на Украине, даже не поменяв имя", рассказал Виктор Глазков.
"В середине 70-х были "вскрыты" первые дела предателей из 118-го полицейского батальона Василия Мелешко, Остапа Кнапа, Ивана Лозинского, но их рассматривали другие (не белорусские — ред.) судебные инстанции. Все предатели тогда называли человеком, который руководил их действиями, Григория Васюру, но привлечь его к ответственности смогли лишь в 1986 году", — отмечает Виктор Глазков.
Как отмечает подполковник, подготовка к следствию была чрезвычайно тяжелой, необходимо было четко продумать линию обвинения, поскольку Васюра пытался трактовать каждую нестыковку в свою пользу, рассказал подполковник юстиции.
"Он так и не признал ни одного своего злодеяния. Его позиция во время процесса была неизменна: я и мухи за всю войну не обидел", — вспоминает Глазков.
26 декабря 1986 года Военный трибунал Белорусского военного округа приговорил Григория Васюру к расстрелу. Он обжаловал приговор, но Военная коллегия Верховного суда СССР оставила приговор без изменений и его привели в исполнение.