Одиннадцать вещей, которые необходимо знать о системе "Платон"

Система взимания платы Платон
Вокруг системы "Платон", предназначенной для взимания платы с большегрузных автомобилей за пользование дорогами общего пользования федерального значения, сейчас ведется множество споров. РИА Новости объясняет, что это за система и почему она необходима.

Зачем введена государственная система "Платон"

56% от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн, так как проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением 25 000-50 000 легковушек.

Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовики с перевесом всем дорогам, равняется 2,6 трлн рублей. При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов сегодня приходится на владельцев легковых автомобилей, которых на конец 2014 года насчитывалось чуть более 40 миллионов, а не на компании-перевозчики, чьи грузовики (а их, по подсчетам, около 1,5-2 млн) в основном и разрушают дороги.

Во многих странах владельцы большегрузов уже не одно десятилетие платят за проезд по дорогам. В Евросоюзе действуют жесткие правила, согласно которым за разрушение дорог платят те, кто их портит и на них зарабатывает. Такое же правило положено в основу российской системы.

Государство на создание системы взимания платы — крупнейшего IT-проекта — не тратит ни единого бюджетного рубля. Система реализуется на основе государственно-частного партнерства полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства.

Как участников рынка информировали о введении системы

Информировать владельцев 12-тонников о введении новой системы начали с начала 2015 года. Уже весной проект начали бурно обсуждать в интернете и на профильных офлайн-площадках. Во всех крупных городах России были организованы круглые столы с участием представителей Федерального дорожного агентства, ФКУ "Дороги России", региональных и муниципальных властей, грузоперевозчиков, логистических компаний, бизнес-ассоциаций и других заинтересованных лиц.

Таким образом, о введении платы в счет возмещения вреда было известно заранее.

В августе 2015 года ООО "РТИТС" запустило процесс регистрации транспортных средств и их владельцев. Первыми в реестре зарегистрировались крупные компании, затем представители среднего бизнеса. К середине ноября ежесуточно в системе регистрировались 23 тысячи машин. Спустя две недели с момента запуска системы общее количество зарегистрированных автомобилей превысило 600 тысяч, из которых 60% принадлежит юридическим лицам, порядка 13% — индивидуальным предпринимателям, 18% — физическим лицам и 9% — иностранным владельцам.

Основные этапы реализации проекта по работе с пользователями системы

— Август 2015 года — оператор системы (ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы") открыл предварительную регистрацию крупных грузоперевозчиков.
— 1 сентября 2015 года — открылся сайт системы www.platon.ru
— 15 сентября 2015 года — начал работу круглосуточный колл-центр системы на русском и английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 (для России) и +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).
— 5 октября 2015 года — начало самостоятельной предварительной регистрации пользователей в системе, открытие личного кабинета на сайте www.platon.ru
— 15 октября 2015 года — открылись Центры обслуживания пользователей (в административных центрах или крупных городах).
— 15 ноября 2015 года — начало функционирования системы на федеральных трассах.

Куда идут деньги, собранные системой

Собранные средства пойдут напрямую в Дорожный фонд, откуда будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах ГЧП. Поступления могут составить около 40 млрд рублей в год. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создает комфортные условия для региональных дорожных фондов, т.к. их собственные ресурсы могут быть направлены на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах.

Система позволит реализовывать сложные объекты дорожного строительства с привлечением частных инвестиций. В ближайшей перспективе предполагается поддержка строительства таких объектов, как Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы через железнодорожные пути в Тверской и Ленинградской областях, мост "Фрунзенский" в Самарской области, и поддержка реконструкции моста "Ворошиловский" в Ростове-на-Дону, реконструкции Гоголевского путепровода в Петрозаводске, а также строительства и реконструкции автодорог на Северном Кавказе и многих других проектов.

"Система взимания платы позволит улучшить состояние автомобильных дорог по всей стране, а также ускорить строительство новых автомобильных магистралей. Это положительным образом скажется в том числе на удобстве транспортных компаний, значительно ускорит доставку грузов до получателя. Такой подход позволит уравнять конкурентные принципы работы для всех видов транспорта и обеспечить транспортное обслуживание отраслей народного хозяйства", — отметил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Насколько соразмерен размер тарифа

С 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно тариф для пользователей системы "Платон" составляет 1,5293 рубля за один километр пути. Решением правительства России он был снижен на 59% (ранее тариф составлял 3,73 рубля). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за км.

Стоит отметить, что это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии — $0,16. 1,5293 руб. по сегодняшнему курсу — $0,025 — в 6 раз ниже, чем тариф в Белоруссии.

Как пользоваться системой

Для внесения платы грузоперевозчики могут оформить маршрутную карту или получить бесплатное бортовое устройство. Установка такого устройства не является обязательной. Пополнение счета возможно через интернет-сайт системы, терминалы самообслуживания "Платон" и "QIWI", а также в одном из 138 открытых по всей стране офисов. Для оплаты пользователи могут использовать банковские переводы, карты банковских системы, топливные карты E100 и DKV. Для удобства пользователей работает круглосуточная горячая линия на двух языках. Чтобы не спровоцировать транспортный коллапс, при вводе системы для транзитного транспорта были развернуты дополнительные мобильные офисы, вблизи пограничных переходов.

Как взимание платы с "12-тонников" отразится на ценах

Система взимания платы не скажется на росте цен на продовольственные товары, удорожания продуктов потребитель не ощутит.
Перевозчики утверждают, что стоимость перевозок грузов еврофурой в среднем составляет 30 руб. за км. Даже с тарифом 3.06 руб. стоимость составит 33.06 руб. за км, увеличение — менее 10%, при тарифе в 1,53 руб. — менее 5%. Однако, в себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки занимает лишь от 4 до 10%. То есть на конечную цену товара тариф если и повлияет, то в долях процента — менее 1%. Кроме того, в структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции — около 83% — это навалочные материалы (такие как щебень, песок, вскрышные породы и т.п.) — по данным Invest In Russia.

Введение системы не отразится и на стоимости продуктов повседневного спроса. Вся инфраструктура для производства подобных товаров, как правило, находится поблизости с точками продаж, необходимости в преодолении больших расстояний нет. Условно говоря, хлеб 12-тонниками не возят.

Нельзя сказать, что все перевозчики увеличат тарифы на 1,53 руб. сейчас или на 3, 06 руб. с марта 2016 года. Это высококонкурентный рынок, где, по словам самих перевозчиков, очень много "черных" игроков, которые демпингуют, не хотят платить налоги и мешают нормальному развитию бизнеса. Опыт прибалтийских компаний, например, показывает, что от введения дорожных сборов их фрахты не повышаются — наоборот, в условиях огромной конкуренции они постоянно снижаются.

Какие штрафы грозят нарушителям закона

Минтрансом России совместно с депутатами Государственной Думы проработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно данным поправкам водители 12-тонников, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за невнесение платы за проезд. Депутаты также предложили снизить размер штрафа для владельцев грузовиков до 5 тыс. рублей, а за повторное нарушение установить их на уровне 10 тыс. рублей.

Система контроля работает полностью в автоматическом режиме. Водителей на дороге никто не может проверить, распечатывать маршрутные карты и предъявлять их на дороге не надо. Система контроля определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото- видеофиксации.

На данный момент система контроля включает в себя 100 машин мобильного контроля и 20 рамок на территории Московской и Калужской областей. В течение следующих полутора лет на федеральных дорогах страны будет установлена ещё 461 рамка стационарного контроля.

Правовая основа проекта

Система взимания платы с 12-тонников введена на территории России с 15 ноября 2015 года на основании ФЗ от 06.04.2011 №68. Проект реализуется совместно Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства Концессионера по созданию системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования с ее последующим содержанием и эксплуатацией.

ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", как оператор системы, обеспечивает полный цикл создания системы взимания платы: проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы. Общий срок реализации проекта — 13 лет с даты подписания Концессионного соглашения (29.09.2014).

Объекты и элементы системы:

— Центр управления и мониторинга, включая Центр обработки данных (Единственный дата-центр в собственности государства, который обладает сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III);
— 138 Центров обслуживания пользователей;
— Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов;
— Система мобильного контроля (100 автомобилей);
— Рамки системы стационарного контроля с установленным оборудованием (в количестве 481 единицы);
— Интернет-сайт;
— Колл-центр;
— Терминалы самообслуживания — около 500 шт.
— Партнерская терминальная сеть QIWI — 149 тыс. шт.;
— Бортовые устройства;
— Маршрутные карты.

Налог на прибыль владельцев транспортных средств в рамках системы взимания платы

Минфин РФ (в письме от 27 ноября) поясняет, что плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Ведомство ссылается на пункт 1 статьи 252 и пункт 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. В данном случае подтверждением внесения платы являются любые документы владельца транспортного средства, подтверждающие перечисление денег на специальный счет оператора.

Общество
Обсуждение
58 пользователей оставили 106 комментариев
  • Главное, знать кто владелец и сразу все станет понятно!
    16:29
    08.12.2015
  • и еще оператор системы получит от государства 10,6 МИЛЛИАРДА руб за год. ???? ведь это все пойдет в наценку на товары, которую выплатят люди. Налог с населения в пользу операторов системы?
    16:16
    08.12.2015
  • Алексей Маслов, была бы умной, Платона не было бы.
    09:30
    09.12.2015
  • strength в ответ пользователю tench1(показатьскрыть)
    tench1, при том, что я гражданин своей страны, а вы трепло!
    09:54
    09.12.2015
  • сначала с большегрузных авто будут взимать плату, потом со всех остальных.
    10:17
    09.12.2015
  • zalesie65 в ответ пользователю Валерий Ка(показатьскрыть)
    Валерий Ка, Вопрос в том плавится ли в Германии асфальт при температуре 20-25 гр. по Цельсию? Вложились уже или намерены вкладываться всякие там Берги в качественный асфальто-бетон, или же намерены стричь с того. что есть?
    11:03
    09.12.2015
  • Валерий Ка, В Германии узнайте какой транзитный поток- То есть, товар никак не относится к Германии. ТАК ЖЕ как и Белоруссия. А в РФ транзитный поток менее 5%. Да же те 400тыс иностранных авто, это не транзитные грузы.

    И да, куда 10млрд ежегодно исчезло у славных пунктах что гос-во ничего не вложило?
    11:32
    09.12.2015
  • tench1 в ответ пользователю strength(показатьскрыть)
    strength, так же как и дружок твой Иван Васильев ))) как были бандеровцы так и остались.
    12:08
    09.12.2015
  • Тамара Грачёва, Вы очень и очень не правы! В упомянутых Вами странах налоги вводятся "не с потолка". а соизмеримо с жизненным уровнем. По этой причине там и нет недовольства, т.к. соразмерно. Я ни разу не видел телерепортажей, чтобы, например, в Финляндии или Швеции (взял "северные страны") асфальт укладывали не то что без "подложки", но в снег или слякоть. Но года четыре назад по нашему "ящику" видел репортаж, как образец асфальта с МКАД отвезли в Финляндию протестировать по их стандартам. Так мало того, что , если память не изменяет, раз в 8 меньше нагрузку наш асфальт выдержал, чем положено по финскому госту, так лаборант еще и добавил: "За подобное (читай "халтуру") в Финляндии фирма лишится лицензии пожизненно". Вот как надо бороться за качество! А у нас, пока чиновники и воры-руководители не понастроят дач и заборов вокруг участка, пока не купят квартиры в Лондоне или Майами, виллу в Испании, отельчик в Германии и т.д., и т.п., на дороги не останется. Глядишь, у чиновников уже и детям нужны дачи. а там и внуки подрастают. Воруют. А мы оплачиваем-компенсируем "утруску и усушку".
    12:50
    09.12.2015
  • Раньше на чиновников из дорожного фонда постоянно заводились дела. Теперь в скором времени опять воровство возобновится, опять пойдут уголовные дела. Эта "кормушка" притягивает к себе большое количество людей, желающих поживиться. А что дороги, то как их плохо делали,так плохо и будут делать. С дорогами улучшений никаких не будет. Потом повысят налоги, потом опять повысят. Это только зацепиться с налогами на водителей.
    12:57
    09.12.2015
  • Тамара Грачёва, хочу добавить к увиденному по телеящику репортажу о тестировании асфальта, взятого с МКАД, но в финской лаборатории. Так вот финский специалист был очень удивлен тем, что российский асфальт "разбавлен" песком и глиной, чего вообще не должно быть. А знаете, почему нас "разбавляют" асфальт? Рассказать?
    14:20
    09.12.2015
  • Осталось теперь объяснить, почему пенсионный возраст увеличивают и морозят пенсии, и ЧТО портят пенсионеры, и на ремонт ЧЕГО пойдут вырученные деньги. КТО этим будет руководить? И СКОЛЬКО денег он за это получит :)
    14:38
    09.12.2015
  • Иван Васильев, Так платят все,и свои,и транзитные.Наши тоже там платят
    16:22
    09.12.2015
  • Михаил Семенов,я сам 10 лет был в этом так сказать бизнесе - поверьте пож. на слово - каторга . ни семьи ни выходных - бои постоянно идут с переменным успехом . только вроде подзаработал тут на те надо мшинку обновлять - колесики там тормоза маслице плюс наша родина постоянно чем то ( в ковычках ) помогает ... если водитель предприниматель он и так налоги платит и по патенту и за дороги . А насчет вашего высказывания по поводу частичной криминализации - ваще мрак ! вы можете назвать хоть один вид деятельности в россии где нет криминала ? вот и я не могу - вон у нас сколько оборотней в погонах да ворюг губернаторов ( кстати по моему по масштабам украинские алигархи нервно курят ) а теперь еще эту систему ввели . вы что ? действительно думаете что все денюшки потекут рекой на наши дороги и асфальт у нас заблестит ? угу ... узнать бы кто из приближенных к правительству в учредителях . да какие они себе зарплаты начислят за такой нелегкий труд ... А лично вам я мог бы посоветовать самому прокатиться за рулем от урала до юга руси на грузовике а потом еще раз спросил про ваше мнение насчет этого налога ))) ну как то так .
    17:16
    09.12.2015
  • vozdimass в ответ пользователю Валерий Ка(показатьскрыть)
    Валерий Ка, в германии которую мы любим сравнивать очень жесткие законы о всяких там гастрабайтерах и конкурентах и ценники там не такие как у нас и поддержка гос-ва есть а у нас ?? лишний раз убеждаюсь что чем меньше гос-во вспоминает про нас тем как то спокойней живется
    17:18
    09.12.2015
  • Валера Гостев, Была у наших тугодумцев прекрасная ( на мой взгляд ) идея впихнуть транспортный налог в стоимость топлива .... но потом видно колдовские чары отпустили и ..... а с этой платоной ни чего хорошего ждать не надо. какая прекрасная была идея создать умный центр сколково - угу запустили туда чубайса и теперь он хвастается нановедрами да следственный комитет там открыл свой филиал ( извините за цинизм ) сдается мне что и тут будет так же. ОПЫТ ПРОЖИВАНИЯ В РОССИИ ))))
    17:23
    09.12.2015
  • Валерий Ка, Только там дорогам РЕАЛЬНЫЙ ущерб идет. Там большой транзитный поток, который в казне очень мало оставляет денег.
    Транзит- Это груз прошел сквозь страну и все. Это мах Отель+еда, не факт что топливо в другой стране не закупили. В РФ все иначе- тут основной поток=внутренний рынок работает. И надо понимать- КАКИЕ в Германии дороги, и во вторых- бесплатные(а у нас по мимо платона еще и за езду по федеральной трассе надо заплатить=МАРАЗМ). Там понятно за что платишь деньги, и что получаешь. У нас- 4 налога заплатить надо. Бред.
    И кстати, в РФ то же есть налог для иностранных авто. Не помню точно, но вроде 400р в день(повышайте если считаете что мало). В итоге иностранные авто- еще налог и этот платят. Жесть.
    18:50
    09.12.2015
  • Дороги отдали на откуп жуликам, как наш криворот говорил хотели, а получили (Шиш). Наймите школьников они хотя бы считать умеют. Если у населения в кармане ноль то и в магазине ноль. Да в магазинах полки ломятся от просроченных продуктов и не проданных вещей какой дурак поднимает сборы в период кризиса и если поднимать не в карман ворья.
    20:54
    09.12.2015
  • Я за Платон! Платону быть!!!! И это хорошо. Станет меньше частников, а то понабрали убитых фур и думают что короли жизни. Налоги платить не хотим, за проезд платить не хотим, дороги кончили!!! Идите на заводы работать. Ни кто уже ни чего не отменит!!! Так что хоть зимуйте в своих фурах, ни чего не изменится! И это ХОРОШО!
    10:18
    10.12.2015
  • Я вот как-то интересовался у поставщиков: "Почему-же вы мне оборудование так долго везёте?". выяснилось, что оборудование сначала плывёт на корабле в Финляндию, а оттуда на грузовике едет к нам в Питер. Я удивился и спросил: "а почему-же вы сразу на корабле его в Питер не везёте. У нас-же большой порт!", на что мне ответили что в нашем порту таможня берёт такие гигантские взятки за досмотр кораблей что гораздо выгоднее возить (даже то что поставляется в Петербург) через порты Финляндии и Эстонии.
    Везут как правило на грузовиках. И кто в данном случае наносит ущерб нашим дорогам? ;)
    15:02
    10.12.2015
  • Я вот как-то интересовался у поставщиков: "Почему-же вы мне оборудование так долго везёте?". выяснилось, что оборудование сначала плывёт на корабле в Финляндию, а оттуда на грузовике едет к нам в Питер. Я удивился и спросил: "а почему-же вы сразу на корабле его в Питер не везёте. У нас-же большой порт!", на что мне ответили что в нашем порту таможня берёт такие гигантские взятки за досмотр кораблей что гораздо выгоднее возить (даже то что поставляется в Петербург) через порты Финляндии и Эстонии.
    Везут как правило на грузовиках. И кто в данном случае наносит ущерб нашим дорогам? ;)
    15:03
    10.12.2015
  • Евгений Назаров, а Вам, видимо, обидно одному на заводе впахивать? Только человек далекий и от экономики, да и от бизнеса может написать такое: станет меньше частников...да нас монополисты-автотранспортники сразу ценами задушат! Пары лямо нет на фуру вот и завидуете?
    Я, в принципе, тоже не против Платона, но НИКОГДА не надо писать о том, в чем Вы не разбираетесь - суть дела вовсе не в том, о чем повествуете Вы!
    15:06
    11.12.2015





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.