МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Экстрасенсы прочно обосновались в информационном пространстве России: их смотрят по телевизору, слушают по радио, читают в интернете. Опрошенные РИА Новости эксперты допускают, что в связи с экономическим кризисом уровень доверия к представителям потусторонних сил может увеличиться, однако, отмечают они, большинство россиян все же ищут поддержки скорее в церкви, а постоянных клиентов у экстрасенсов считанные единицы.
По данным системы мониторинга СМИ "Медиалогия", в последние годы отмечается рост популярности темы эзотерики в российской прессе. Если в 2011 году в СМИ встречалось около 35 тысяч упоминаний слов "астролог", "экстрасенс" и "гороскоп" (и их производных), то в 2014 — почти вдвое больше, около 65 тысяч.
Несмотря на это, волна постепенно отходит, число поборников потустороннего в России снижается, но в целом ситуация остается прежней — иррациональное играет огромную роль в массовом сознании россиян, делая их легким объектом для манипуляций. В последнее время даже наметилась тенденция, когда власти начинают привлекать экстрасенсов к поискам пропавших людей.
Взрыв новой религиозности
Расцвет потусторонних сил в России начался, как водится, в переломный момент истории — во второй половине 80-х — начале 90-х, когда коммунистическая государственная идеология уходила в прошлое, а новые капиталистические ценности оказались не в состоянии стать ей полноценной заменой. Образовавшийся вакуум быстро заполнился разного рода колдунами.
В конце 1980-х — начале 1990-х благодаря телевизионным сеансам получил широкую известность целитель Аллан Чумак, который "заряжал" воду, кремы и мази. После принятия Минздравом приказа, ограничивающего нетрадиционные методы лечения, деятельность Чумака попала под запрет и на территории России была приостановлена.
При помощи "телесеансов психотерапии" стал известным и кандидат медицинских наук и мастер спорта СССР по тяжелой атлетике Анатолий Кашпировский. Его передача "Сеансы здоровья" пользовалась большим успехом, хотя многие ученые и врачи говорили, что "сеансы" наносят вред здоровью людей, особенно со слабой психикой.
Расцвет иррационального сознания стал такой же чертой постсоветской действительности, как "новые русские", финансовые пирамиды вроде МММ и "Властилины", бандитские разборки и "Санта-Барбара".
Предрассудки в цифрах
Таким образом, в новое тысячелетие россияне вошли под большим впечатлением от внезапно открывшихся перед ними "тайн Космоса": по данным опросов "Левада-центра" от 2000 года, каждый второй россиянин верил в приметы (57%) и вещие сны (51%), каждый третий — в предсказания астрологов (33%) и в то, что на Земле появляются инопланетяне (31%).
Примечательно, что идея вечной жизни, характерная для традиционного христианства в России, вызывала сочувствие у гораздо меньшего количества людей — 21%.
В настоящее время маятник качнулся в обратную сторону: по данным "Левады" от 2013 года, верить в приметы стали в среднем на 5% меньше россиян (хотя показатель остается высоким — 52%), в вещие сны — на 8% (43%), в астрологов и инопланетян — на 5% (28% и 26%), в вечную жизнь — на 3% (17%).
Повлияет ли кризис
"В целом отношение россиян ко всем потустороннему и людям, этим занимающимся, отрицательное. Лишь 6% россиян в 2010 году ответили, что они доверяют экстрасенсам, а большинство (77%) — нет", — прокомментировала РИА Новости социолог "Левады-центра" Карина Пипия.
Более поздние исследования, по ее словам, показывают, что 80% россиян никогда не обращались к гадалкам, магам и подобным "специалистам".
"Семь процентов респондентов имели разовый контакт с провидцами и им подобными. Регулярно к ним обращаются только 2%, что находится в рамках статистической погрешности в 3,4%, а поэтому не может рассматриваться всерьез", — рассказала собеседница агентства.
По мнению социолога, популярность экстрасенсов в связи с непростой экономической ситуацией, действительно, может вырасти, но массово россияне к гадалкам вряд ли пойдут.
"Возможно, при очень сложной экономической ситуации, неработающих социальных институтах маленький процент населения будет обращаться к экстрасенсам, но, во-первых, доля таких обращений применительно ко всей России будет мизерна, а, во-вторых, ни о каком массовом доверии к экстрасенсам речи идти не может, 7-10% доверяющих им — это потолок", — заявила Пипия.
"Вот то, что россияне доверяют президенту (за 60% и выше), это да, значимо. А поскольку в последние годы мы наблюдаем тесное сотрудничество президента с РПЦ, то население скорее будет искать помощи в церкви, чем у экстрасенсов", — резюмировала представитель "Левады".
Волшебник на вертолете
Характерная тенденция, наметившаяся в последние годы, — все более частое привлечение экстрасенсов к поискам пропавших людей.
Один из последних примеров: в конце прошлого года стало известно, что пропавший еще 10 октября в Туве вертолет Ми-8 с 14 людьми на борту помогает искать некий "известный экстрасенс".
Как рассказала журналистам официальный представитель правительства республики Долаана Салчак, привлек его по просьбе родственников пропавших лично глава Тувы Шолбан Кара-оол, пообещав полмиллиона рублей за помощь в поисках.
Маг несколько раз облетел район ЧП на частном вертолете и пришел к выводу, что Ми-8 однозначно находится на суше, а не в воде. Также он "увидел", что крушение вертолета произошло из-за ветра, который завалил воздушное судно при повороте в левую (именно в левую!) сторону.
Эту информацию передали родным пропавших людей и спасателям. Результата поиски, однако, пока не принесли. Впрочем, экстрасенс обещает вернуться, чтобы "уточнить указанное место". Для этого в воздух снова поднимут вертолет госучреждения "Тува Авиа".
Подобных случаев множество, но достоверные свидетельства того, что экстрасенсы смогли где-либо реально помочь с поисками, отсутствуют. По информации волонтеров "Лиза Алерт" (одной из крупнейших поисковых организаций России), озвученной в СМИ, в масштабах страны маги, ведуны, ясновидящие и шаманы ни разу не оказались полезны в поисках.
Юридически ничтожны
Никаких юридических оснований для привлечения экстрасенсов к поискам, разумеется, нет, как не считаются юридически значимыми и их "показания".
Как объяснил РИА Новости источник в МВД России, "официально в системе МВД экстрасенсы к расследованию дел не привлекаются, но, возможно, это иногда происходит на местах — по просьбам потерпевших или по иным причинам".
"Однако в материалах дела такая информация отражения не найдет, поскольку юридических оснований для этого нет. Все полученные таким способом данные могут быть использованы только после проверки и подтверждения в официальном, установленном законом порядке", — рассказал собеседник агентства.
Представители Следственного комитета официально прокомментировать ситуацию не смогли.
Экспансия из-за границы
Причины сложившегося положения следует искать в недавней истории нашей страны. Как вспоминает врач-психотерапевт Константин Ольховой, в 80-х — начале 90-х годов книжный рынок СССР и затем России захлестнула волна непечатной дотоле литературы на "экзотические" темы психологии и эзотерики.
"Это просто был очень большой информационный вброс… Все книги по экстрасенсорным вещам лежали на каждом лотке: там была классическая переводная научная фантастика, детективы, эзотерика и что-нибудь эротическое. Это был стандартный набор уличного книжного лотка", — рассказал Ольховой РИА Новости.
Одновременно в СССР и Россию из-за рубежа хлынули представители различных религиозных течений, в том числе деструктивных тоталитарных сект (например, печально известного "Аум Синрике"). По словам собеседника агентства, спрос на их проповеди был настолько высок, что некоторые из особенно успешных проповедников устраивали "встречи с паствой" на стадионах.
"Сложно было отделить зерна от плевел, здоровую часть от нездоровой. Скажем, книжки по иглоукалыванию, рефлексотерапии лежали рядом с книжками по черной магии и астральному каратэ, условно говоря", — вспоминает врач-психотерапевт.
Особенности национального характера
Роль катализатора в этом процессе, по мнению Ольхового, сыграла национальная черта русского народа — большое доверие к печатному слову.
"Мы понимаем, что в газетах в чем-то могут врать, но, скажем так, в газетах мусора не будет. Врать могут, но слишком ценный материал — газета, чтобы пустышку печатать. Это не слепая вера, а серьезное отношение к печатному слову", — пояснил собеседник агентства.
Из области "наднационального" Ольховой напомнил о присущем людям во всех уголках планеты желанию списывать свои проблемы на внешние обстоятельства, которое находит выражение в разных формах, но суть остается прежней.
"Неважно, как говорить — "плохо, потому что у меня плохой шеф", "плохо, потому что у нас плохое правительство" или "плохо, потому что звезды плохо встали". Переключение на внешний локус — это очень типично для множества людей", — отметил врач-психотерапевт.
В последнее время, по его словам, вектор несколько меняется — например, все больше людей увлекаются "быстрыми" психологическими тестами, но, по факту, сущность явления остается прежней.
"Это из той же самой серии. Любой специалист скажет, что использование одиночного психологического теста, при этом неспециалистом, имеет примерно такую же доказательную способность, как использование гороскопа", — указал Ольховой.
Экономика и атеизм
По мнению же психиатра-криминалиста, руководителя Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова, причина резкого роста популярности экстрасенсов лежит прежде всего в социально-экономической плоскости.
"У нас была очень нестабильная экономика в те годы, люди надеялись на чудо и этого чуда искали, ждали, призывали, в том числе в виде экстрасенсов", — рассказал эксперт, допустив, что в случае ухудшения экономической ситуации ситуация может отчасти повториться.
А психиатр — психотерапевт Юрий Вяльба выразил мнение, что доверие к экстрасенсам стало следствием насаждаемого советской властью атеизма.
"Когда нет веры ни во что, начинает мистика процветать. Ведь в течение 70 лет все это рушили. Бога нет, а ничего взамен не дали", — сказал эксперт.
Он отметил, что до конца 80-х годов советские власти контролировали распространение информации об эзотерических практиках, "чтобы уход в эзотерику не заменял веру в светлое будущее".
Государство недоглядело
Рост популярности экстрасенсов произошел благодаря ослаблению контроля со стороны властей и активной популяризации мистических практик в СМИ, считает Вяльба.
"Когда часами показывают Кашпировского, Аллана Чумака, народ все это смотрит и, конечно, начинает верить", — заявил психотерапевт.
При этом эксперт уверен, что ограничивать распространение в СМИ информации об услугах астрологов (соответствующее предложение прозвучало недавно в Госдуме) бессмысленно.
"Поздно после драки махать кулаками. Народ уже находится в мистическом процессе, вверх этот уровень, конечно, не пойдет, но и меньше не станет. Уже поздно применять какие-то методы", — сказал собеседник агентства.
С ним согласен Михаил Виноградов: "Это пустая инициатива — если информация даже уйдет со страниц, будет ограничена, экстрасенсы останутся, мошенники тоже останутся. Ничего не изменится".
А вот Константин Ольховой заявил, что поддерживает эту идею и предлагает ее распространить также на рекламу лекарств: одно дело, когда препарат советует врач, и другое — когда его агрессивно пропагандируют "из каждого утюга".
Люди уходят в традиционные религии
Ослабление веры в эффективность эзотерических практик, которое фиксируют социологи в последние 10 лет, эксперты объяснили возвращением общества к традиционным религиям.
"Снижение обусловлено тем, что люди начинают постепенно приходить к вере, к каким-то религиям: кто-то в христианство подался, кто-то в ведическую веру, начинают приходить к более позитивным, поддерживающим человека вещам", — заявил Вяльба.
Ольховой также допустил постепенный переход части людей, попавших в "эзотерическую волну" 80-90-х, в традиционные религии (во всяком случае, на бытовом уровне), но выразил мнение, что ядро этого "эзотерического сообщества" останется стабильным. Среди большинства же россиян интерес к эзотерическому, на его взгляд, угасает.
Таким образом, без серьезной работы государства на этом поле серьезных успехов ждать не приходится, но некоторые подвижки все-таки есть. И, может быть, когда-нибудь битвы экстрасенсов можно будет увидеть не по центральному телевидению, а лишь на задворках информационного поля.