Большинство россиян (62%) поддерживают идею введения продуктовых карточек для малоимущих, при этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Еще в прошлом году в Госдуме звучали предложения о введении в России продовольственных карточек для малоимущих, однако пока подобного решения принято не было.
Количество россиян, поддерживающих введение продуктовых карточек для малоимущих, выросла с лета прошлого года на 11%. Наибольшую поддержку эта идея находит в Сибири и на Урале. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе (32%).
Первые карточки
Впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Позднее нормированное распределение продуктов и товаров вводилось в стране на разных этапах советской истории страны: в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, в годы великой отечественной, первые послевоенные годы и на излете СССР, в начале 80-х.
При карточной системе для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение, пишет fox-notes.ru. Только в годы войны получать продукты без оплаты позволялось эвакуированным и труженикам тыла.
В классическом виде карточная система существовала в стране с 1929 года, когда на исходе НЭПа началась нехватка продовольствия и дефицит промтоваров. Длинные очереди и полупустые прилавки – такая картина вспоминается многим, кто застал это время. Однако в карточной системе был и положительный ньюанс: несмотря на ограниченный выбор продуктов в советских магазинах, покупатели могли купить по низким ценам самое необходимое.
"Литер-А-торы", "кое-какеры" и другие "карточники"
В 1931 году все трудящееся население городов было разделено на группы по "классово-производственному" признаку. Эти группы в народе делились по так называемым "литерам". В Казани владельцев карточек первой группы литеры "А", получавших 800 г хлеба в день, звали "литер-А-торами". Помимо них были еще "литер-Б-торы" (600 г) и "кое-какеры" (300 г). К "кое-какерам" относились, в частности, студенты дневных отделений, которые могли прожить на свой паек только кое-как.
Карточное снабжение не распространялось на незанятых "общественно-полезным трудом" граждан, в ряды которых входили безработные домохозяйки моложе 56 лет, торговцы, служители религиозных культов и лишенные избирательных прав.
Чтобы получить больше дозволенного законом, карточки стремились подделать или украсть. Бывали случаи подделки врачебных рецептов, по которым отдельным категориям населения выдавали дефицитные продукты. Манная крупа, например, выдавалась только больным детям.
Некоторые приспособились заранее узнавать в отделе торговли, куда в ближайшее время завезут колбасу и сахар, а куда конфеты и масло. Те, кому продуктов не хватало, обменивали алкогольные талоны на продуктовые, пишет kp.ru. Причем талоны на водку были своего рода неофициальной валютой, которой расплачивались с сантехниками, грузчиками и электриками.
Централизованная карточная система продлилась вплоть до 1935 года и охватила более 40 миллионов человек.
Карточки во время Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны карточки появились снова. Однако на этот раз труженики тыла и эвакуированные могли получать продукты по талонам бесплатно.
В каждом городе были свои нормативы снабжения и свои особенности в организации карточной систем, вспоминает Валерий Митюшев в "Записках обыкновенного человека".
К примеру, в Москве карточки были хлебные, продовольственные и промтоварные. Причем выбрать можно было только один из трех вариантов продовольственной карточки. В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).
Студенты предпочитали получать трехразовые карточки и отовариваться исключительно через столовую. "Три раза в день в столовую, конечно, не ходили, а съедали разом за обедом и обед и завтрак и ужин. Это называлось "взять полный". Так можно было более-менее насытиться. А если съесть один обед, то оставалось чувство неудовлетворенности", - пишет Валерий Митюшев.
После окончания войны появилось сверхнормативное питание в виде карточек ДП (дополнительное питание) и УДП ("Усиленное дополнительное питание"). В народе УДП расшифровывалось как "Умрешь Днем Позже". Эти карточки могли получить все фронтовики, а также некоторые ослабленные студенты по заключению поликлиники.
Жизнь по карточкам настолько вошла в привычку, что, когда в 47-м году произошла отмена талонов, это было воспринято как поистине революционное событие.
Нормативное распределение вернулось в СССР в 1983 году с введения талонов на покупку дефицитных товаров, в числе которых был табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.. Только в начале 1990 х в связи с ростом цен и распространением свободной торговли талонная система стала сходить на нет, частично уступив место бартеру.
Материал подготовлен редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников