Физики из России научат лазеры "дирижировать" химическими реакциями - РИА Новости, 05.12.2018

Физики из России научат лазеры "дирижировать" химическими реакциями

© Fotolia / montebellЯдро атома и электроны
Ядро атома и электроны
МОСКВА, 3 дек – РИА Новости. Ученые из МФТИ и Дании выяснили, как можно предсказывать поведение сложных молекул при "обстреле" лазером, что позволит управлять их поведением и лучше понимать их структуру. Их выводы были представлены в Journal of Chemical Physics.
Обстрел атома йода сверхмощным рентгеновским лазером превратил его в аналог черной дыры
Мощнейший в мире рентгеновский лазер превратил атом в "черную дыру"
Сложные белковые молекулы в наших организмах состоят из нескольких тысяч аминокислот, чьи цепочки часто бывают закручены в сложную форму благодаря взаимодействиям между отдельными "звеньями" этих пептидных цепей. Пока биологи не до конца раскрыли законы, по которым белки принимают определенную форму, и которые позволяют определять форму молекулы по ее формуле.
Поэтому структуру отдельных белков ученым приходится определять "вручную" – или используя компьютерные симуляции, или же замораживая отдельные молекулы белков при помощи жидкого азота и гелия и "просвечивая" их при помощи сверхмощных рентгеновских лазеров.
Когда их лучи проходят рядом с такими молекулами, их электрическое поле заставляет электроны "отрываться" от атомов, повторно соединяться с ними и сталкиваться с другими компонентами молекулы. Все эти взаимодействия порождают вспышки света и меняют характер свечения лазера. Это позволяет узнать структуру вещества с атомной точностью, анализируя при помощи компьютера подобные вспышки света.
Как передает пресс-служба МФТИ, Днестрян и его единомышленники достаточно давно думают над тем, как можно использовать подобные взаимодействия между лазерными лучами и электронами не для "чтения", а "записи" молекул – прямого управления их состоянием и поведением.
Ученый делает тест в лаборатории
Физики из России ускорили "трехмерные сканеры" белков в 50 раз
Для этого, как отмечает Днестрян, нужно понимать, как свойства лазерного луча влияют на склонность электрона к "побегу" из молекулы, и как часто это происходит в тех или иных условиях.
Сделать это, как оказалось, было не так просто. Существующие сегодня программы, позволяющие проводить расчеты подобного рода на квантовом уровне, не позволяют точно вычислить то, в каком состоянии будет находиться электрон в момент "побега".
Недавно, по словам физика, его команде удалось переформулировать теорию, описывающую этот процесс, так называемую "туннельную ионизацию", таким образом, что вероятность и направление "побега" электрона можно вычислить уже существующими методами.
Это значительно расширило возможности ученых. Теперь они могут просчитывать свойства и потенциально управлять поведением не только одиночных атомов и ионов, но и сложных молекул, состоящих из десятков или даже сотен разнородных элементов.
Европейский лазер на свободных электронах XFEL
Физики превратили лазер XFEL в самый быстрый кипятильник на Земле
Для проверки этой методики Днестрян и его коллеги просчитали то, как будут вести себя электроны у атомов в молекулах угарного газа, бензола и нафталина при "обстреле" лазерными лучами. Их расчеты совпали с результатами экспериментальных наблюдений, что подтвердило работоспособность их идеи.
В ближайшее время ученые опубликуют алгоритм, позволяющий вести подобные расчеты. Эта программа, как надеются российские и датские физики, поможет их коллегам быстро просчитывать структуру изучаемых веществ и наблюдать за изменениями в их поведении с рекордно высокой скоростью.