Российские биологи выяснили, почему средневековая чума не убивала крыс - РИА Новости, 29.11.2018

Российские биологи выяснили, почему средневековая чума не убивала крыс

© Наталья ШишлинаЧереп одной из первых жертв чумы с российского Алтая, стоянка Афанасьево
Череп одной из первых жертв чумы с российского Алтая, стоянка Афанасьево
МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Российские генетики раскрыли главный секрет чумы — она убивает людей быстрее, чем крыс и других разносчиков, из-за сбоев в работе одного из вариантов системы самоуничтожения в клетках человека. Выводы ученых представлены в журнале PNAS.
Останки жертв чумы из Сан-Сальваторе (Италия)
Генетики раскрыли уральские корни средневековой эпидемии чумы

Секреты "черной смерти"

Человечество пережило несколько масштабных эпидемий с похожими симптомами, которые авторы хроник называют чумой. Первой из них стала так называемая чума Юстиниана, вспыхнувшая в Византии и Средиземноморье в середине VI века и унесшая жизни свыше ста миллионов человек. Другая — вспышка "черной смерти" — разразилась в середине XIV века и уничтожила около трети жителей Европы.
В последние годы генетикам удалось извлечь из костей погибших от чумы останки ДНК бактерий и доказать, что все вспышки заболевания вызывались разными, но похожими штаммами одной и той же бактерии — Yersinia pestis. Кроме того, выяснилось, что чума сопровождала человечество все время его расселения по Европе и Азии в последние десять тысяч лет, периодически исчезая и появляясь.
Первые жертвы чумы на Земле, найденные в окрестностях Самары
Палеогенетики нашли в России древнейшую чуму на Земле
Эти открытия заставили ученых задуматься, как именно чума распространялась по Старому Свету, были ли крысы ее единственными переносчиками и как часто и где она появлялась снова. К примеру, многие исследователи и простые обыватели часто спорят о том, как животные могли переносить Yersinia pestis на столь большие расстояния, если эта она убивала за считаные дни.
Как передает пресс-служба Российского научного фонда, Полторак и его коллеги, в том числе ученые из США и Китая, нашли простой ответ на этот вопрос, изучая, что происходит с иммунными клетками человека и других млекопитающих при контакте с чумной палочкой.
Зубы и кости этих людей, погибших от чумы, помогли ученым собрать геном их “киллера”
Небольшая мутация превратила безобидного микроба в чуму Средневековья
Когда микроб проникает в организм, он целенаправленно атакует клетки иммунной системы, проникает в них и выделяет набор белков, мешающих им переваривать бактерии. После этого чума закрепляется в клетках и начинает выделять токсины, растворяющие тромбы и отключающие другие компоненты иммунитета.

Медвежья услуга

Как правило, организм пытается предотвратить подобное развитие событий и заставляет зараженные клетки самоуничтожиться при появлении малейших следов оболочек микроба. Довольно долго ученые считали, что этот процесс работает примерно одинаково и у людей, и у крыс и прочих млекопитающих, однако команда Полторака выяснила, что это не совсем так.
Череп жертвы “черной смерти”, найденный Краузе и его коллегами на кладбище Ист Смитфилд
Ученые выяснили, что Европа "экспортировала" чуму в Средние века
Во время экспериментов на мышах ученые обнаружили, что попадание токсинов чумной или псевдотуберкулезной палочки в иммунные клетки приводит к разрушению молекул белка TAK1 — одного из главных выключателей систем самоуничтожения.
В результате уничтожаются молекулы двух других белковых выключателей смерти — GSDMD и GSDME, а в мембране иммунного тельца появляются дыры. Это убивает клетки и заставляет их содержимое, в том числе "сигналы" о присутствии чумной палочки, вытечь наружу.
Но оказалось, что это нехарактерно для человеческих макрофагов — главных чистильщиков иммунной системы. При заражении Yersinia pestis они умирают по классическому сценарию самоуничтожения, в соответствии с которым клетка распадается на несколько обособленных частей, которые затем перевариваются другими иммунными тельцами.
Череп одной из первых жертв чумы с российского Алтая, стоянка Афанасьево
Чума появилась в Европе еще в каменном веке, заявляют генетики
Причина этого, как предполагают Полторак и его коллеги, кроется в различиях в структуре молекул GSDMD. Человеческая версия этого белка очень хорошо сопротивляется действию токсинов чумной палочки, что по иронии судьбы способствует, а не мешает инфекции, так как скрывает ее присутствие и помогает убивать другие иммунные клетки.
Эти различия, считают российские и зарубежные ученые, и стали главным секретом успеха "черной смерти" и причиной того, как ей удалось распространиться на столь большие расстояния, если ее переносчиками действительно были крысы и блохи.