Астрономы нашли загадочные "петроглифы" на спутнике Сатурна

© Фото : JPL-Caltech/Space Science InstituteДиона - естественный спутник Сатурна, снимок сделанный космическим аппаратом КассиниДиона - естественный спутник Сатурна, снимок сделанный космическим аппаратом Кассини

МОСКВА, 25 окт – РИА Новости. Поверхность Дионы, потенциально обитаемого спутника Сатурна, оказалась покрыта странными полосами, природа которых пока остается загадкой для астрономов. Выводы ученых и фотографии этих структур представлены в журнале Geophysical Research Letters.

Марс сегодня и океаны Марса в прошлом
Планетологи раскрыли секрет появления каналов на Марсе
"Существование этих цветных полос заметным образом меняет наши представления о том, как эволюционировала архитектура системы Сатурна. Вдобавок они указывают на то, как подледный океан Дионы и других миров-океанов может получать "кирпичики жизни" и становиться обитаемым", — рассказывает Алекс Пэттхофф (Alex Patthoff) из Планетологического института в Тусоне (США).

Загадки "властелина колец"

Диона относится к числу крупных спутников Сатурна, открытых Джованни Кассини в 1684 году. Она состоит в основном из водяного льда, хотя, судя по высокой плотности, у нее есть каменистое ядро, окруженное потенциально обитаемым подледным океаном.

Из-за близости к Сатурну и малых размеров Диона не обладает собственной атмосферой. Однако, как уже показывали снимки "Кассини", иногда на ней возникает очень разреженная воздушная оболочка. Ее прародителями выступают частицы высокой энергии, которыми магнитное поле Сатурна бомбардирует поверхность Дионы и которые выбрасывают в космос молекулы воды и других летучих веществ.

Прямые и извилистые овраги в кратере Корнелия на Весте (обозначены белыми линиями), снимок зонда Dawn
Зонд Dawn обнаружил странные овраги на астероиде Веста

Когда "Кассини" прибыл к Сатурну, его камеры, как отмечает Пэттхофф, обнаружили на поверхности сразу трех лун – Дионы, Реи и Энцелада — странные цветные полосы шириной в несколько тысяч метров и длиной в 100 километров. Изначально ученые не обращали на них внимания, посчитав их признаками вулканической или тектонической активности.

Пэттхофф и его коллега Эмили Мартин провели перепись этих объектов, проанализировав тысячи снимков, полученных "Кассини" за 13 лет работы на орбите Сатурна.

Анализ выявил неожиданные детали. Оказалось, что полосы распределены по поверхности далеко не случайно и встречаются не только на так называемых дымчатых равнинах, связанных с процессами в недрах планет, но и в других их регионах.

Кратер Оккатор на планете Церера
Церера оказалась планетой вечных "ледяных вулканов", выяснили в НАСА

Как правило, полосы обнаруживались только в средних и экваториальных широтах и были собраны в своеобразные группы. Большое число и необычное распределение цветных полос заставило Мартин и Пэттхоффа задуматься о том, как они могли возникнуть.

Космический дождь

Проанализировав структуру и форму полос, ученые обратили внимание на то, что по форме и распределению они похожи на темные линии-"лучи", которые можно увидеть рядом с многими кратерами на Марсе и Луне. Как правило, они представляют собой отложения материи, катапультированной с поверхности планет при падении астероида.