Посадка на спутники Марса будет опасной для роботов и людей, считают ученые - РИА Новости, 21.11.2018

Посадка на спутники Марса будет опасной для роботов и людей, считают ученые

© РИА НовостиНа Байконуре начались работы с межпланетной станцией станцией "Фобос-Грунт"
На Байконуре начались работы с межпланетной станцией станцией Фобос-Грунт

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Ученые из МФТИ и ИКИ РАН считают, что на Деймосе, спутнике Марса, могут возникать достаточно плотные облака из пылевой плазмы, которая делает посадку на его поверхность опасной для роботов и человека. Их выводы опубликовали в журнале Plasma Physics Reports.

Американский астронавт Юджин Сернан на лунном автомобилеЭксперимент по катапультированию пыли с поверхности Луны доказал истинность снимков с Аполлонов
В НАСА выяснили, почему лунная пыль "левитирует" на видео с "Аполлонов"
"По аналогии с Луной, в случае с Деймосом можно ожидать, что основная часть пылевых частиц будет парить именно в приповерхностном слое. Образование пылевой плазмы здесь связано с зарядкой пылевых частиц, их взаимодействием с заряженной поверхностью Деймоса, последующим подъемом и движением заряженной пыли", — объяснил один из авторов статьи Сергей Попель.

Снимки Деймоса и Фобоса, второго спутника Марса, показывают, что их поверхность покрыта тонким слоем пыли — перемолотыми остатками микрометеоритов и небольших астероидов. Эта смесь может легко наэлектризовываться, взаимодействуя с плазмой солнечного ветра.

Она начинает отталкиваться от поверхности, паря на небольшой высоте. Это можно заметить на фотографиях "лунных закатов" (светящейся пелены на горизонте Луны), из-за которых НАСА обвиняют в том, что программа "Аполлон" была фальшивкой.

Скрытая угроза

Притяжение Деймоса и Фобоса, как отмечает Попель, еще меньше, чем у Луны, благодаря чему эта пыль будет легко отрываться от поверхности при малейших возмущениях и минимальном приложении силы. Поэтому любая попытка совершить посадку на спутниках Марса приведет к появлению густого облака пыли с непредсказуемыми последствиями.

"Мы описали свойства пылевой плазмы в приповерхностном слое над освещенной частью Деймоса, вычислили электрические поля и параметры фотоэлектронов. Исследовали, как влияют на взаимодействие пыли с заряженной поверхностью солнечное излучение и фотоэффект, определили распределение пылевых частиц на поверхности спутника Марса", — продолжает ученый.

Эти расчеты показали, что даже самая мягкая посадка на поверхность Деймоса будет не просто порождать облако пыли, а превращать его в заряженное скопление плазмы, способной вызвать сбои в электронной начинке роботов и в работе их солнечных батарей.

Фотографии Фобоса, движущегося вокруг Марса
Планетологи: уничтожение Фобоса превратит Марс во "властелина колец"
Кроме того, из-за небольшой силы притяжения на поверхности спутников эта пыль будет содержать еще и относительно крупные частицы размерами в несколько микрометров. Их попадание на скафандр и в обитаемые модули марсианских баз станет крайне опасным для колонистов и путешественников, заключают ученые.

Перед Попелем и его коллегами стоит много вопросов: как устроены недра спутников, как их материя взаимодействует с космическими лучами и солнечным ветром и какие опасности будут ожидать путешественников, а также аппарат "Фобос-Грунт-2" и другие спускаемые модули.

Проклятый Фобос

Вид на Землю. Архивное фото
Российские ученые предложили запускать грузы с Марса на "тарзанке"
Вокруг Марса вращаются два небольших спутника неправильной формы — Фобос и Деймос диаметром в 22 и 12 километров, удаленные от поверхности Красной планеты всего на десять тысяч и 23 тысячи километров. Многие ученые считают, что это не планеты, а астероиды, захваченные притяжением Марса в далеком прошлом.

Из-за серии неудачных сближений и приземлений советских и российских зондов с Фобосом, Деймосом и Марсом оба спутника приобрели статус "проклятых миров". Несмотря на это, многие инженеры и астрономы рассматривают их как идеальные площадки возведения баз для будущих исследователей или колонизаторов Марса.