В ЦЕРН подтвердили метод ускорения частиц, разработанный сибирскими учеными

© Fotolia / kamilsezaiСтокновение сверхмалых частиц. Архивное фотоСтокновение сверхмалых частиц. Архивное фото

НОВОСИБИРСК, 30 авг — РИА Новости. Физики проекта AWAKE в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) на основе теоретической модели сибирских ученых впервые ускорили электроны с помощью волны, создаваемой сгустком протонов в плазме, сообщает в четверг Институт ядерной физики (ИЯФ СО РАН).

Международный линейный коллайдер придет на смену Большому адронному
Физики приблизились к созданию лазерного конкурента для БАК

В научном институте пояснили, что электроны с начальной энергией 19 МэВ (мегаэлектронвольт) пролетели в плазме десять метров и увеличили энергию более чем в 100 раз: до 2 ГэВ (гигаэлектронвольт). Новый способ позволит уменьшить размеры, а значит, и затраты на строительство будущих экспериментальных установок. В разработке принимали участие специалисты из десяти стран мира, в том числе и ученые ИЯФ СО РАН, которые создали теоретическую модель и показали возможность успешного применения метода протонного ускорения. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Nature.

"Команда ИЯФ СО РАН отвечала за моделирование физических процессов в эксперименте. Это позволило определить, как нам строить установку, какие у нее будут параметры, какие инженерные особенности. Новосибирцы помогли найти ответы на вопросы о том, как будет себя вести пучок протонов в плазме, как будет происходить процесс самомодуляции. На основе этих расчетов мы и построили установку", — приводятся в сообщении Института слова руководителя проекта AWAKE Эдды Гшвентер (Edda Gschwendtner).

Традиционный способ ускорения частиц до высоких энергий предполагает использование высокочастотных резонаторов, проходя через которые, пучки ускоряются под действием электромагнитного поля. В 2013 году в ЦЕРН началась работа над проектом AWAKE (полное название — Advanced proton-driven plasma WaKefield Acceleration Experiment). Его основная задача — экспериментально подтвердить возможность использования альтернативного метода, при котором частицы летят сквозь плазму и ускоряются под действием волн, возникающих в ней.

Так художник представил себе работу ускорителя частиц, созданного немецкими физиками
Немецкие физики "ужали" электронную пушку до размеров коробка
Теоретический координатор проекта AWAKE, главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН, профессор Новосибирского госуниверситета Константин Лотов отметил, что идея кильватерного ускорения в плазме возникла еще в 70-х годах.

"Это название появилось из-за аналогии со следом на поверхности воды, который остается за кормой идущего судна. Пучок-драйвер, проходя через плазму, создает в ней волну и таким образом разгоняет электроны, летящие следом. Раньше в качестве драйвера использовались пучки электронов или мощные лазерные импульсы. Мы же нашли способ применить протонный пучок, в котором в тысячи раз больше энергии, чем в самых лучших электронных и лазерных драйверах", — сказал ученый.

По словам Лотова, новая технология позволит при существующих размерах ускорителей примерно в сто раз увеличить энергию электронных и позитронных пучков, доступных в эксперименте.