Сменить фон

В Японии запускают эксперименты по лечению Паркинсона стволовыми клетками

© Fotolia / Alexander Raths Ученый работает в лаборатории. Архивное фотоУченый работает в лаборатории. Архивное фото

ТОКИО, 30 июл — РИА Новости. Ученые из японского университета Киото начнут 1 августа первые в мире клинические испытания на людях по созданию и пересадке нервных клеток из искусственных многофункциональных стволовых клеток для лечения болезни Паркинсона, передает агентство Киодо со ссылкой на источники в научных кругах.

Базальные ганглии
Российские биологи научились предсказывать ход болезни Паркинсона
Вначале группа ученых под руководством профессора Дзюна Такахаси создаст нервные клетки из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPS) человека. Затем их пересадят в мозг пациента с болезнью Паркинсона.

Болезнь Паркинсона, которая до сих пор не поддавалась лечению, приводит к потере подвижности из-за сокращения количества нервных клеток и недостатка вырабатываемого ими нейромедиатора допамина (дофамина). Недостаток допамина приводит к повышенной инертности и замедлению когнитивных процессов. Пока медицина может облегчать лишь симптомы.

В 2012 году группа ученых из университета в Киото первыми в мире провела эксперимент по пересадке нервных клеток, полученных из стволовых клеток iPS, в мозг примата с болезнью Паркинсона. Спустя полгода с помощью сканирования головного мозга ученые смогли убедиться, что пересаженные клетки вырабатывают допамин. Ученые отметили также улучшение двигательной функции обезьяны на 10%. Нарушения движения — также один из симптомов болезни Паркинсона. Кроме этого специалисты не выявили никаких образований в мозгу примата в течение нескольких лет после операции.

Рентгеновский снимок мозга. Архивное фото
Ученые выяснили, какой фактор повышает риск развития болезни Паркинсона
Впервые искусственные многофункциональные стволовые клетки неэмбрионального происхождения, так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (induced pluripotent stem cells — iPS), способные формировать здоровые клетки различных органов, были получены профессором университета Киото Синъя Яманака в 2006 году.

Ученым удалось создать стволовую клетку из обычной клетки кожи человека. Это открытие сняло существовавшую до этого этическую проблему использования эмбриональных клеток человека и дало перспективы создания тканей и органов взамен поврежденных или утерянных при болезнях и травмах. Строительным материалом станут клетки самого человека.

За более чем десять лет после открытия iPS-клеток ученые научились "создавать" клетки разных органов. Главной проблемой, тормозящей использование таких клеток в медицине, по-прежнему остается высокий риск развития раковых заболеваний. Первая в мире операция с использованием клеток iPS была проведена в сентябре 2014 года. У 70-летней пациентки с тяжелым заболеванием сетчатки — возрастной макулярной дегенерацией (макулодистрофией) — взяли клетки кожи, из которых вырастили искусственные стволовые клетки iPS. Из них затем были выращены клетки ретинального пигментного эпителия сетчатки, которые и были пересажены в процессе операции.