Гормон сна защищает от сердечной недостаточности, заявляют ученые - РИА Новости, 22.08.2018

Гормон сна защищает от сердечной недостаточности, заявляют ученые

© Depositphotos.com / sudok1Врач с результатом кардиограммы в коридоре больницы
Врач с результатом кардиограммы в коридоре больницы

МОСКВА, 18 июл — РИА Новости. Опыты на крысах помогли ученым из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН выяснить, что мелатонин, гормон сна, улучшает работу клеток сердца. Их выводы представлены в International Journal of Molecular Sciences.

Врачи
Медики: число людей с сердечной недостаточностью утроится к 2060 году
"Мы показали, что при регулярном употреблении мелатонина у старых крыс уменьшалась зона поражения сердечной мышцы при острой сердечной недостаточности", — рассказывает Ирина Одинокова, научный сотрудник лаборатории фармакологической регуляции клеточной резистентности ИТЭБ в Пущино, чьи слова приводит пресс-служба института.

Сердечная недостаточность и связанные с ней проблемы в работе кровеносной системы остаются одной из трех главных причин преждевременной смерти пожилых людей в большинстве развитых стран. Сегодня примерно пять процентов мужчин и три процента женщин страдают от этой болезни, однако к середине столетия их число может утроиться.

Как пишут Одинокова и ее коллеги, российские и зарубежные ученые уже много лет пытаются понять, как можно заставить сердце правильно перекачивать кровь и снабжать все части тела необходимым кислородом.

Донорская акция по сдаче крови. Архивное фото
Сердце мужчин и женщин стареет по-разному, выяснили ученые

При этом ключевую роль в работе самих мышечных волокон сердца играют их митохондрии — миниатюрные клеточные "энергостанции". Нарушения в них могут вызывать серьезные проблемы в работе мускулов и служить одной из причин развития сердечной недостаточности.

Одинокова и ее коллеги проверили, так ли это, экспериментируя на дюжине крыс, половина из которых получала вместе с водой большое количество мелатонина. Это вещество, как отмечают ученые, не только гормон сна, но и сильный антиоксидант, который может проникать в митохондрии и защищать их от повреждения.

Через несколько недель после начала эксперимента ученые вызвали у животных искусственный сердечный приступ и проследили за тем, как у них будет восстанавливаться сердце и возникнет ли недостаточность.

Ученый работает в лаборатории
Медики успешно применили стволовые клетки для лечения сердца

Как показали опыты, сердце крыс, принимавших мелатонин, заметно меньше пострадало от этой "экзекуции", чем мышцы миокарда грызунов из контрольной группы. Такой эффект объясняется тем, что мелатонин подавлял негативные эффекты от попадания молекул токсина внутрь митохондрий.

Для повышения уровня мелатонина в организме не обязательно принимать его в виде лекарства. Его синтезу способствует употребление в пищу продуктов, содержащих предшественник мелатонина — триптофан. Им богаты бананы, индейка, цыпленок, мягкий сыр, тыквенные семечки, миндальные орехи.