Астрономы сообщили о наступлении сезона редких серебристых облаков - РИА Новости, 03.03.2020

Астрономы сообщили о наступлении сезона редких серебристых облаков

© Фото : Science@NASAСеребристые облака. Архивное фото
Серебристые облака. Архивное фото

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости. Пришла пора наблюдений серебристых облаков: красивого и редкого явления, сезон которого ежегодно приходится на период с июня по август, сообщают российские астрономы.

Серебристые облака
Феномен серебристых облаков может быть связан с древним извержением вулкана

Серебристые облака видны на фоне темного неба летней ночью в средних и высоких широтах, как правило, невысоко над горизонтом, на высоте 3-10 градусов в северной части неба. Они образуются в верхних слоях атмосферы, на высотах 80-90 километрах и освещаются Солнцем, неглубоко опустившимся под горизонт (поэтому в Северном полушарии они наблюдаются в северной части неба, а в Южном полушарии – в южной).

"Для их образования необходимо сочетание трех факторов: достаточное количество водяного пара, очень низкая (до минус 100 градусов) температура, наличие мельчайших пылевых частиц, на которых конденсируются пары воды, превращаясь в кристаллики льда", — говорится в сообщении Московского планетария, поступившем в распоряжение РИА Новости.

При формировании серебристых облаков центрами конденсации влаги служат частицы метеоритной пыли. Солнечный свет, рассеянный крошечными кристаллами льда, дает облакам их характерный голубовато-синий цвет.

"Из-за своего высотного положения серебристые облака светятся только в ночное время, рассеивая солнечный свет, который попадает на них из-под горизонта. Днем даже на фоне чистого голубого неба эти облака не видны: очень уж они тонкие, "эфирные". Лишь глубокие сумерки и ночная тьма делают их заметными для наземного наблюдателя. Правда, с помощью аппаратуры, поднятой на большие высоты, эти облака можно регистрировать и в дневное время. Легко убедиться в поразительной прозрачности серебристых облаков: сквозь них прекрасно видны звезды", — отмечают специалисты.

Так выглядит черная дыра Sgr A* в центре Млечного Пути
Астрономы выяснили, где рождаются самые мощные космические лучи

До настоящего времени в научном сообществе нет единого мнения относительно происхождения серебристых облаков. Тот факт, что это атмосферное явление не наблюдалось до 1885 года, многих учёных привел к мысли, что их появление связано с мощным катастрофическим процессом на Земле – извержением вулкана Кракатау в Индонезии 27 августа 1883 года, когда в атмосферу было выброшено около 35 миллионов тонн вулканической пыли и огромная масса водяного пара. Высказывались и другие гипотезы: метеорная, техногенная, гипотеза о "солнечном дожде".

"Но до сих пор многие факты в этой области неполны и противоречивы, поэтому серебристые облака продолжают оставаться волнующей проблемой для многих естествоиспытателей", — заключают астрономы.