Химики из России придумали уникальный сверхтвердый материал - РИА Новости, 13.06.2018

Химики из России придумали уникальный сверхтвердый материал

МОСКВА, 13 июн — РИА Новости. Российские и китайские ученые обнаружили новый сверхтвердый материал, который прочнее и удобнее в использовании, чем победит — главный сплав современной обрабатывающей металлургии. Об этом говорится в статье, опубликованной в Journal of Physical Chemistry Letters.

Компьютерная модель молекулы невозможной соли NaCl3
Внеземные минералы: как российские химики раскрывают тайны планет
"Прежде чем мы обнаружили этот материал, мы изучили на компьютере множество других соединений. Это были интересные вещества, но с победитом они соревноваться не могли. Я даже подумал, что мы не сможем победить победит — не зря этот материал удерживал свою нишу почти столетие. И вдруг забрезжил свет на горизонте, и мы нашли уникальное соединение — WB5", — рассказывает Артем Оганов, химик из МФТИ и Сколковского института науки и технологий.

Советские металлурги открыли победит — соединение вольфрама, углерода и кобальта — в 1929 году. С тех пор он стал основой для всех режущих инструментов и прочих деталей, которым необходимы сверхвысокая прочность и износостойкость.

Однако у этого сплава есть существенный недостаток — он довольно дорог и хрупок. Поэтому инструменты обычно не делают из победита целиком, а покрывают его вставками или напылением из наночастиц.

Ученый работает с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева
Химики из России нашли "остров сверхпроводимости" в таблице Менделеева

Несмотря на это, победит по-прежнему применяется в отечественной и зарубежной промышленности, так как у его конкурентов еще больше недостатков. Химики, как отмечает Оганов, ищут замену этому материалу уже почти столетие.

Оганов и его коллеги решили эту проблему при помощи алгоритма USPEX, созданного российским химиком для просчета того, как ведут себя кристаллы и другие структуры из множества атомов при экстремальных давлениях и температурах.

Экспериментируя в этой виртуальной лаборатории, работавшей на суперкомпьютере "Рюрик" в стенах МФТИ, российские и китайские химики обнаружили, что еще одно соединение вольфрама — пентаборид вольфрама (WB5) — может на равных бороться с победитом и при этом быть достаточно дешевым для изготовления.

Модель гелида натрия
Российские химики открыли первое "настоящее" соединение гелия

Как отмечают Оганов и его коллеги, WB5 несколько уступает победиту в трещиностойкости, но при этом превосходит его в твердости примерно в полтора раза. В отличие от других сверхтвердых материалов, пентаборид вольфрама можно получать при нормальных температуре и давлении, а свои свойства он сохраняет даже при высоких температурах.

По словам химиков, их разработкой уже заинтересовались российские нефтяные компании, чьи буровые установки постоянно нуждаются в качественных покрытиях для сверл и других инструментов, соприкасающихся с твердыми горными породами.