"Хаббл" сфотографировал гигантскую космическую "арку"

© ESA/Hubble & NASA // Judy Schmidt (Geckzilla)Зеленая арка в созвездии Льва, открытая ХаббломЗеленая арка в созвездии Льва, открытая Хабблом

МОСКВА, 28 мая – РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Хаббл" обнаружила в созвездии Льва галактику, чье притяжение "закрутило" свет более далекого звездного скопления в своеобразную арку, сообщает сайт космического телескопа.

Древняя галактика, которую гравитационная линза превратила в космическую змею
Ученые: "космическая змея" раскрыла тайны рождения первых звезд
Считается, что любое скопление материи большой массы, в том числе и темной, взаимодействует со светом и заставляет его лучи искривляться, как это делают обычные оптические линзы. Такой эффект ученые называют гравитационным линзированием. В некоторых случаях искривление пространства помогает астрономам увидеть сверхдалекие объекты – первые галактики Вселенной и их ядра-квазары — которые были бы недоступны для наблюдения с Земли без гравитационного "увеличения".

Если два квазара, галактики или другие объекта расположены друг за другом, для наблюдателей на Земле свет более далекого объекта будет расщепляться при прохождении через гравитационную линзу первого. Из-за этого мы увидим не две, а пять ярких точек, четыре из которых будут световыми "копиями" более далекого объекта. Такие "линзы Эйнштейна" часто накладываются друг на друга, что усиливает свет еще более далеких объектов.

Яркий пример – галактика SDSS J1156+1911 в созвездии Льва, расположенная на расстоянии примерно в 7,5 миллиарда световых лет от Земли. Она находится внутри крупного скопления галактик, чья масса, по текущим оценкам астрофизиков, в несколько триллионов раз выше, чем у Солнца.

Современные представления о расширении Вселенной
Ученые: сверхбыстрое расширение Вселенной указывает на "новую физику"
В свою очередь, SDSS J1156+1911 сегодня остается самым тяжелым объектом этого скопления и по размерам примерно равна Млечному Пути. Благодаря своей массе, эта галактика искривляет и усиливает свет другой, расположенной за ней и удаленной от нас на еще большее расстояние.

Расположение древней галактики и SDSS J1156+1911 не совсем совпадает, из-за чего мы видим не "эйнштейновский крест" или кольцеобразную световую структуру, а своеобразную арку, окрашенную в зеленый цвет.

Число таких структур, которые астрономы называют "гигантскими арками", относительно невелико. В общей сложности ученым удалось найти всего 84 подобных объектов. Их изучение помогает астрофизикам раскрывать тайны жизни ранней Вселенной и искать объяснения существованию темной материи и темной энергии.