Палеонтологи нашли в США останки новорожденного детеныша тираннозавра

© Фото : David Burnham/KU LawrenceОстанки тираннозавра, найденные в МонтанеОстанки тираннозавра, найденные в Монтане

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Ученые впервые обнаружили останки почти новорожденного тираннозавра на севере США, их изучение поможет разрешить многовековые споры о происхождении, диете и облике "короля мезозоя", сообщает пресс-служба университета Канзаса.

Скелет тираннозавра в Американском музее естествознания
Британские ученые взвесили тираннозавра и оценили скорость его роста
"Структура зубов этого динозавра говорит о том, что он был тираннозавром, однако пока мы не до конца уверены в этом. Останки молодых особей этих хищников встречаются крайне редко, и поэтому очень сложно понять, имеем ли мы дело с молодой особью тираннозавра с несколько иной анатомией или с новым видом ящеров. К счастью, у нас есть и другие останки, которые помогут решить эту проблему", — рассказывает Дэвид Бернхэм (David Burnham) из университета Канзаса (США).

В последние годы тираннозавры и многие их ближайшие родичи из числа тетануров — крупнейших двуногих хищных ящеров мезозойской эры — пережили кардинальную смену "имиджа". Сегодня ученые считают, что тираннозавры не были чешуйчатыми и "зубастыми" рептилиями, какими их изображают в "Парке Юрского периода" и других фильмах, а пернатыми существами, чьи зубы скрыты внушительными губами.

Многие другие черты тираннозавров пока остаются предметом споров среди ученых. Мы пока не знаем, были ли эти "короли мезозоя" хищниками или падальщиками, как быстро они росли и как выглядели их новорожденные детеныши. Часть палеонтологов считает, что молодые тираннозавры не походили на взрослых особей и питались совершенно другой пищей, однако проверить эту теорию до настоящего времени было крайне проблематично.

Горгозавр, один из родичей тираннозавра, поедает жертву
Палеонтологи доказали, что тираннозавры бегали медленнее человека

Бернхэм и его коллеги приблизились к разгадке тайн тираннозавров, проводя раскопки на территории знаменитой формации Хэлл-Крик в штате Монтана, где более ста лет назад были найдены первые останки предположительного топ-хищника мелового периода.

Два года назад, как отмечает палеонтолог, его команда натолкнулась на необычную миниатюрную окаменелость, которая может стать столь же известной, как и останки, найденные в 1902 году Барнумом Брауном.

Изначально ученые не знали, с чем имеют дело, так как они обнаружили лишь фрагмент верхней челюсти и сохранившиеся в ней основные и "запасные" зубы. Через год, когда Бернхэм и его коллеги постепенно извлекли ее из породы и собрали осколки других костей, разбросанных по округе, они пришли к выводу, что они принадлежали почти новорожденному тираннозавру.

Так художник представил себе “киллера” тираннозавров из Юты (С) Jorge Gonzales
Палеонтологи подтвердили, что тираннозавры были каннибалами

Дальнейшее изучение останков, как надеются ученые, поможет им решить один из самых старых палеонтологических споров, связанных с тираннозаврами, — являются ли так называемые "нанотираны", Nanotyrannus lancensis, отдельным видом динозавров или просто молодыми тираннозаврами. Их останки были найдены еще в середине прошлого века и с тех пор ученые не могут прийти к общему знаменателю и понять, какая из этих теорий верна.

По словам Бернхэма, найденные его командой останки принадлежали более юной особи, чем другие отпечатки тел тираннозавров. Эта уникальная особенность их находки, как надеются ученые, позволит однозначно определить, существовали ли "нанотираны" на самом деле, когда можно будет сравнить их окаменелости с находкой из Монтаны.