Ученые из России выяснили, как заставить раковые клетки умирать при делении

МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости. Биологи из МГУ и их шведские коллеги выяснили, что раковые клетки можно заставить самоуничтожаться при делении, если ввести в них вещества, связанные с так называемой митотической катастрофой. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Раковая клетка в организме человека
Ученые выяснили, почему раковые клетки не убивают сами себя
"Если на нормальную клетку воздействовать небольшими дозами радиации, она может прийти к состоянию митотической катастрофы, увеличить свой объем, а затем начать делиться. И, соответственно, это приводит к развитию опухолей", — рассказывает Борис Животовский, профессор биологического факультета МГУ, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.

Значительная часть раковых опухолей возникает из-за поломки в гене p53. Он отвечает за синтез белка, который обеспечивает целостность генетической информации, а при серьезных повреждениях ДНК включает механизм самоуничтожения — апоптоз. Поэтому культуры клеток с поврежденным геном p53 крайне сложно уничтожить — в их геноме просто нет программы самоуничтожения.

Существуют и другие механизмы самоуничтожения клеток, например энтоз и митотическая катастрофа. Под последней биологи понимают сложный процесс, который приводит к резкому увеличению размеров клетки, появлению в ней лишних ядер и гибели в тот момент, когда она начинает делиться и при этом имеет серьезные повреждения в ДНК.

Ученые считают митотическую катастрофу одним из защитных механизмов организма, который убивает клетки до того, как они превращаются  в раковые новообразования и становятся угрозой для жизни.

Лаборатория. Архивное фото
Ученые из МГУ создали наночастицы, убивающие раковые клетки

Животовский и его коллеги решили выяснить, какую роль играют в этом процессе митохондрии — своеобразные "энергостанции" клетки. Они не только вырабатывают молекулы "энерговалюты" АТФ, но и участвуют в запуске апоптоза. Это натолкнуло биологов на мысль, что митохондрии могут быть задействованы и в митотической катастрофе.

Для проверки этой идеи ученые вырастили культуру раковых клеток прямой кишки и попытались вызвать митотическую катастрофу при помощи двух противораковых лекарств — антибиотика доксирубицина, который продуцируют микробы-стрептомицеты, и алкалоида колцемида, получаемого из цветов-осенников. Оба препарата нарушают работу двух ключевых этапов цикла деления клетки.

Как показали опыты, комбинация этих веществ заставляет примерно 80% раковых клеток самоуничтожиться во время деления. Это позволило биологам детально изучить роль митохондрий в данном процессе, а также то, какие изменения в работе клеток запускают его.

Во-первых, ученые обнаружили, что наступление митотической катастрофы само по себе не приводит к смерти клетки — она самоуничтожается потому, что в ней активируются цепочки генов, связанные с двумя другими типами клеточной смерти, — апоптозом и аутофагией.

3D изображение раковой клетки
Генетики выяснили, как рак кожи делает себя неуязвимым для химиотерапии

Во-вторых, оказалось, что для запуска митотической катастрофы необходимо лишь прекратить доступ кислорода к митохондриям и заставить их выделять два "белка смерти" — Mcl-1 и Bcl-xL. Сейчас Животовский и его команда проверяют несколько соединений, способных вызывать подобную реакцию в раковых клетках и не затрагивать их здоровых соседей.

Если эти эксперименты закончатся удачно, то ученым, вероятно, удастся создать новый класс противораковых препаратов с куда более щадящим эффектом, чем радиация или химиотерапия.