Американские генетики превратили чешую крокодила в перья - РИА Новости, 22.11.2017

Американские генетики превратили чешую крокодила в перья

© Julius T. Csotonyi 2017 / Xu, Currie, Pittman et al. 2017Реконструкция облика Jianianhualong tengi, динозавра с "птичьими" перьями
Реконструкция облика Jianianhualong tengi, динозавра с птичьими перьями

МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Ученые из США создали своеобразный аналог "уткодила", мифического крокодила с перьями, поменяв работу части ключевых генов, отвечающих за формирование чешуек у этих ящеров, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Biology and Evolution.

Так художник представил себе зародыш люфенгозавра
Генетики впервые вырастили цыпленка с ногами динозавра
"Теперь у нас есть потенциальное "потерянное звено" эволюции динозавров и птиц, молекулярно-генетическое объяснение того, как их предки потеряли чешую и обзавелись перьями. Наши наблюдения показывают, что сильные и слабые изменения в уровне активности генов, управляющих ростом чешуек, совершенно по-разному влияют на изменения в их форме и облике, что говорит о том, что чешуйки действительно могли быть "предками" перьев", — заявил Чен-Мин Чун (Cheng-Ming Choung) из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

В последние годы многие известные палеонтологи, такие как Джек Хорнер (Jack Horner), и целый ряд генетиков активно работают над созданием "курицезавра", пытаясь превратить обычных современных пернатых в некое подобие динозавров. Несмотря на кажущийся фантастический характер этой задачи, в последние пять лет биологи достигли потрясающих успехов на этом поприще.

К примеру, недавно им удалось превратить клюв зародыша цыпленка в структуру, похожую на зубастую челюсть динозавра, вернуть "курицезавру" ноги типичного ящера мезозойской эры, а также "воскресить" множество других черт древних ящеров. Остается решить лишь несколько крупных задач – вернуть будущей "рептилии" хвост и заставить ее отрастить чешую вместо перьев.

Чун и его коллеги сделали первый шаг к решению этой проблемы, открыв набор генов, управляющих процессом роста чешуек у крокодилов, и модифицировав их таким образом, что они начали превращаться в некое подобие перьев.

Птица-тинаму (снизу) и динозавр-анхиорнис (сверху)Слева – череп нормальной курицы, в середине – череп курицезавра, справа – череп аллигатора
"Курицезавр" помог ученым выяснить, как возник клюв у птиц

Как объясняет генетик, ученые достаточно давно считают, что перья древних рептилий возникли в результате мутаций в генах, отвечающих за формирование чешуи, однако никаких доказательств этого, в силу отсутствия окаменелых останков "потерянных звеньев" эволюции, у них не было. Некоторые палеонтологи даже считали, что перья могли возникнуть в результате изменений в работе каких-то других кожных структур, позже полностью заменивших чешуйки.

Ученые попытались проверить эти теории, изучив то, какие гены были наиболее активны в будущих клетках кожи в зародышах цыплят и аллигаторов, и выделив несколько интересных участков в ДНК птиц, которые работают совсем не так, как у их древних родичей. Открыв эти гены, Чун и его коллеги задумались о том, что произойдет, если поменять их аналогичным образом в геноме крокодила.

Включая каждый из этих генов в ДНК зародышей, ученые наблюдали за изменениями в форме будущей чешуи ящеров, отмечая те участки генома, которые делали ее более похожей на перья. В результате этого биологам удалось найти пять генов – Sox2, Zic1, Grem1, Spry2 и Sox18 – мутации в которых делали чешую аллигаторов похожей или на пух и примитивный перьевой покров древних динозавров, или на перья современных птиц.

Питон
Генетики выяснили, как змеи лишились ног во времена динозавров

Каждый из этих генов, как отмечают ученые, играет свою собственную роль в этом процессе. К примеру, Sox2 подавляет формирование чешуек и отвечает за работу перьевых луковиц, а Grem-1 заставляет перья ветвиться и приобретать бородки. Другие участки, такие как Sox18, управляют развитием общего облика пера и они возникли, как считают генетики, на последних этапах эволюции общих предков пернатых динозавров и птиц.

Изучение этих генов, как надеется Чун, поможет его команде решить две задачи – понять, как и зачем появились перья у динозавров, и создать своеобразного "пернатого дракона" из древнекитайских легенд, восточную версию "курицезавра" Хорнера или "уткодила" креационистов.