МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. Масштабный анализ ДНК древних жителей Европы показал, что первые фермеры и последние охотники не враждовали друг с другом, а мирно сосуществовали и вступали в брак на протяжении многих тысяч лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
Многие антропологи и палеонтологи считают, что крупные конфликты между людьми в Европе начались в конце каменного века, во времена так называемой "неолитической революции". В ту эпоху, примерно 10 тысяч лет назад, на территорию Старого Света проникли первые мигранты с Ближнего Востока, освоившие секреты фермерского искусства и перешедшие к оседлой жизни.
Как показал анализ первых "воскрешенных" образцов ДНК древних европейцев, эти фермеры очень быстро заместили племена охотников-собирателей, жившие в то время в Европе, фактически стерев их из генетической истории человечества. Часть ученых придерживается мнения, что это случилось из-за культурных и экономических изменений, а другие — что это результат самого настоящего геноцида и крупного конфликта между фермерами и охотниками.
Сторонники первой гипотезы считают, что фермеры были вполне миролюбивы и не конфликтовали с племенами охотников-собирателей. Поэтому знания о фермерском искусстве распространялись прежде всего благодаря культурному обмену и ассимиляции. А гены охотников исчезли из общего генофонда Европы постепенно, проиграв конкуренцию ближневосточным аналогам.
Другие ученые (в основном генетики, а не антропологи) придерживаются противоположной точки зрения: первые племена фермеров полностью заместили те группы людей, рядом с которыми селились после "переезда" в Европу. Пока непонятно, как именно это происходило, но результатом, по мнению сторонников этой идеи, стало то, что сегодня следы ДНК последних охотников Европы встречаются лишь среди жителей стран Балтии и Скандинавии.
Липсон и несколько десятков ведущих палеогенетиков под руководством Дэвида Рейча (David Reich) из Гарвардского университета попытались разрешить эти споры, "воскресив" и проанализировав примерно две сотни ДНК древних европейцев, живших на территории Испании, Германии и Венгрии в разгар неолитической революции и сразу после нее.
Сравнивая геномы, ученые руководствовались простым соображением — если бы ближневосточные мигранты постоянно воевали с охотниками и проводили систематический "геноцид", то доля "вражеской" ДНК в их геномах была бы примерно одинаковой и на давно покоренных, и на недавно завоеванных территориях и не менялась бы с течением времени.
Этот анализ раскрыл две необычные особенности геномов первых европейских фермеров, не укладывающиеся в теорию о "геноциде". Во-первых, доля ДНК охотников-собирателей существенно различалась в геномах древних испанцев, немцев и венгров — у первых она была очень большой, а у остальных — сравнительно малой.
Во-вторых, доля "охотничьей" ДНК в геномах фермеров постепенно росла. Это указывает на то, что охотники не исчезли, а контакты между ними и фермерами продолжались на протяжении очень долгого времени. Как предполагают ученые, охотники-собиратели постепенно интегрировались в общества новых соседей, перейдя к оседлому образу жизни.
И то и другое, как отмечают исследователи, ставит под сомнение идеи о том, что Европа примерно 10 тысяч лет назад пережила первую "мировую войну" и "геноцид". Дальнейшее изучение образцов ДНК, как надеются палеогенетики, поможет понять, почему гены охотников-собирателей почти полностью исчезли из генофонда современной Европы.