Ученые обнаружили внутри пирамиды Хеопса потайную комнату‍

© ScanPyramids missionСрез пирамиды Хеопса и предполагаемое место нахождения тайной комнатыСрез пирамиды Хеопса и предполагаемое место нахождения тайной комнаты

МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Физики нашли в пирамиде Хеопса ранее неизвестную область пустоты, которая может быть тайной гробницей или проходом в нее, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Когда мы увидели эту зону пустоты, то поняли, что натолкнулись на нечто очень интересное и большое, бросили все остальные проекты и сконцентрировались на изучении этой области, расположенной прямо над коридором в усыпальницу Хеопса. Теперь мы уверены, что она действительно существует, и это первая находка подобного рода в пирамиде Хеопса со средних веков, когда она была вскрыта калифом Аль-Мамуном в IX веке", — заявил Мехди Таюби (Mehdi Tayoubi) из института HIP в Париже (Франция).

Ученые настраивают мюонный сканер для поиска пустот в пирамиде Хеопса
Физики нашли две "неизвестных пустоты" в пирамиде Хеопса

Тайны фараонов

Пирамиду Хеопса, одно из семи чудес света, построили в середине третьего тысячелетия до нашей эры, во времена фараона Хуфу (Хеопса), представителя четвертой династии Древнего царства, — тогда же, когда и все "великие пирамиды" Древнего Египта. Это сооружение высотой в 145 метров и шириной и длиной в 230 метров остается одной из самых высоких и крупных построек, когда-либо созданных человечеством.

За последние два столетия ученые обнаружили в пирамиде три комнаты, в одной из которых был, предположительно, похоронен сам фараон, в другой — его супруга, а третья считалась приманкой или ловушкой для грабителей. В стенах коридоров, которые ведут к гробнице Хуфу, были найдены необычные каналы и структуры, которые ученые считают элементами "системы безопасности", оберегавшей фараона от осквернителей.

Гробница Тутанхамона в Египте
Итальянские ученые приступили к поискам гробницы Нефертити

Мумий фараона и его супруги так и не обнаружили, из-за чего многие археологи считают, что на самом деле их усыпальницы до сих пор скрываются в толще пирамиды. Два года назад за поиски этих тайных комнат принялись ученые из университетов Нагойи, Парижа и Каира, изучающие пирамиду при помощи детекторов космических частиц и телескопов в рамках проекта ScanPyramids.

Дыхание космоса

Каждую секунду в верхних слоях атмосферы Земли образуются миллионы мюонов — заряженных частиц, возникающих в результате столкновения космических лучей с молекулами газа в воздухе. Эти столкновения разгоняют мюоны до околосветовых скоростей, благодаря чему они проникают на десятки и сотни метров вглубь поверхности планеты. Как показывают замеры ученых, каждый квадратный метр поверхности Земли поглощает около 10 тысяч этих частиц.

Французские археологи и физики совместно с японскими учеными приспособили телескопы, способные "видеть" мюоны, для поиска пустот и скрытых помещений в памятниках древней архитектуры.

© ScanPyramids missionПленочный мюонный детектор, установленный в усыпальнице супруги Хеопса
Пленочный мюонный детектор, установленный в усыпальнице супруги Хеопса

Эта методика работает очень просто — поток мюонов убывает в воздухе и в пустом пространстве гораздо медленнее, чем при проходе через толщу пород или земли, что позволяет искать тайные комнаты по всплескам в мюонном фоне.

В октябре прошлого года участники проекта ScanPyramids заявили о сенсационном открытии — им удалось найти в пирамиде несколько ранее неизвестных пустот, которые могут быть тайными усыпальницами "повелителя двух домов" и его супруги. Это открытие вызвало резкое неприятие среди археологов и египтологов, обвинивших физиков в неправильной интерпретации полученных данных.

Физика и лирика

Эти обвинения заставили ученых провести повторные замеры с помощью сразу трех разных мюонных телескопов. На этот раз наблюдения, как подчеркнул Таюби, велись по тем же правилам и принципам, по которыми на БАК и прочих ускорителях искали бозон Хиггса и другие неизвестные науке частицы.

"Наши замеры абсолютно исключают, что эта область пустоты могла возникнуть из-за различий в свойствах камней или из-за ошибок при строительстве, заявляет Захи Хавасс. Пустоты таких размеров и конфигурации не могли случайно появиться между блоками ни с инженерной, ни с какой-то другой точки зрения. Египтяне были слишком хорошими строителями, чтобы напортачить при строительстве пирамиды, оставить в ней дыру и создать комнату или коридор где-то еще", — заявил Хани Элал (Hany Helal) из Каирского университета Каира.

Реставрированный пирамидион у подножия пирамиды Снофру в Дашуре
Археологи нашли золотую верхушку одной из последних пирамид Египта

Проверяя, так это или нет, ученые установили набор пленок, чувствительных к действию мюонов, в предположительной усыпальнице супруги Хеопса, а в нижней части пирамиды разместили полупроводниковые детекторы частиц. Через несколько месяцев они собрали данные, обработали их и сравнили с тем, как должны двигаться мюоны через пирамиду, если в ней нет других пустот, кроме уже известных коридоров и комнат.

© Иллюстрация РИА Новости . Алина Полянина Так художник представил себе области пустоты в пирамиде Хеопса
Так художник представил себе области пустоты в пирамиде Хеопса

Если бы первоначальные результаты сканирования пирамиды Хеопса были ошибочными, тогда, как отмечает Элал, "картинки", полученные разными мюонными телескопами, не совпали бы. На деле же они оказались одинаковыми, что подтвердило предположения физиков и опровергло инсинуации археологов.

Снимки показали, что над главным коридором пирамиды есть зона пустоты длиной в тридцать, высотой в восемь и шириной примерно в два метра. Как отметил Таюби, она может быть как цельным коридором, идущим параллельно земле, вверх или вниз, так и анфиладой комнат. Пока у физиков недостаточно данных для того, чтобы исключить первый или второй вариант.

Ученые подчеркивают, что они никак не интерпретируют свое открытие и не утверждают, что им удалось найти тайную комнату, — этой задачей, по их словам, должны заниматься египтологи.

Первый древнеегипетский похоронный сад, открытый в Луксоре
Археологи нашли в Египте древнейший кладбищенский сад

Как надеется Жан-Батист Море (Jean-Baptiste Mouret), физик из Парижского университета, открытие его команды убедит египетских историков в том, что они ошибались в своих оценках, и послужит началом для обсуждения, стоит ли пытаться проникнуть в эту зону пустоты, а если да, как это сделать.

Новый виток истории

В ближайшем будущем, как отметили ученые, они планируют продолжить изучение зоны пустоты, а также других отделов пирамиды Хеопса, в том числе усыпальницы самого фараона, и начнут сканировать другие пирамиды, в которых могут скрываться тайные комнаты и неизвестные пустоты.

Эти данные, надеются физики, помогут понять, как именно строились пирамиды и можно ли доверять описаниям их сооружения, которые дошли до нашего времени в трудах Геродота.

При этом, как отметили ученые, мюонные сканеры могут раскрыть далеко не все тайны древней истории. К примеру, по словам Таюби, их нельзя использовать для поисков тайной гробницы Нефертити в усыпальнице Тутанхамона, о существовании которой недавно заявил известный британский египтолог Николас Ривс.