Геологи выяснили, как часто просыпался Йеллоустонский супервулкан

© Фото : ORNLОзеро Цистерн-спринг на территории Йеллоустонского национального паркаОзеро Цистерн-спринг на территории Йеллоустонского национального парка

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Йеллоустонский супервулкан может просыпаться чаще, чем считалось раньше, — примерно 630 тысяч лет назад произошло сразу два его извержения, покрывших почти всю Северную Америку толстым слоем пепла и понизивших температуры на Земле на три градуса, заявили ученые, выступавшие на очередной встрече Геологического общества Америки.

Йеллоустонский вулкан
Ученые: извержения супервулканов происходят почти мгновенно
"Каждая вулканическая зима, порожденная этими извержениями, длилась примерно 80 лет, что заметно дольше, чем предсказывают климатические модели. Это говорит о том, что в их развитии были виноваты и какие-то другие эффекты, помимо вулканических аэрозолей и пепла, и свидетельствует в пользу того, что климат Земли был чрезвычайно уязвим для подобных событий во времена отступлений ледников", — заявил Джеймс Кеннетт (James Kennett) из университета Калифорнии в Санта-Барбаре (США).

Йеллоустонский супервулкан находится на территории одноименного национального парка в штате Вайоминг. Это кальдера (воронка) от взорвавшегося в древности вулкана размером 55 на 72 километра. В середине XX века ученые установили, что на глубине примерно около восьми километров под кальдерой находится древний вулкан — камера, заполненная магмой.

Вулкан извергался около двух миллионов лет назад, примерно 1,2 миллиона лет назад и 600 тысяч лет назад. В результате последнего извержения в атмосферу было выброшено около тысячи кубических километров пепла и обломков. Для сравнения: два других мощных извержения вулканов (Тамбора, 1815 год и Кракатау, 1883 год) породили всего лишь 50 и 10 кубических километров выбросов.

Большой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Геологи обещают предсказать, когда взорвется супервулкан в Йеллоустоне
При новом извержении Йеллоустонского вулкана последствия могут стать катастрофическими для человечества и всей жизни на Земле. Помимо непосредственного ущерба от извержения, на планете может наступить настоящая "вулканическая зима" — в стратосферу попадут большие объемы пепла, и температура понизится в среднем на 3-5 градусов Цельсия. К примеру, даже значительно более слабое извержение вулкана Пинатубо в 1991 году вызвало похолодание примерно на полградуса.

Как отмечает Кеннетт, раньше ученые считали, что извержения подобных масштабов происходили на Йеллоустоне довольно редко — лишь раз в несколько сотен тысяч лет. Калифорнийские геологи случайно выяснили, что это было не так, когда изучали породы со дна моря, сформировавшиеся во время последнего извержения Йеллоустона в окрестностях Санта-Барбары, в двух тысячах километров от кальдеры супервулкана.

Дно пролива Санта-Барбара, как отметили геологи, представляет собой своеобразную климатическую и геологическую летопись. Анализируя ее — наблюдая за изменениями в концентрации различных элементов и изучая включения пыльцы, пепла и пыли, можно понять, как менялся климат Земли и когда происходили извержения вулканов в последние четыре тысячи лет.

Флегрейские поля
Геологи заявляют о скором извержении вулкана у Неаполя
В этих породах Кеннетт и его коллеги нашли две почти незаметных полосы из вулканического пепла, химический и изотопный состав которого безошибочно выдал в них следы двух извержений, произошедших на Йеллоустоне с промежутком всего в 270 лет.

Небольшой промежуток между извержениями, как отметил геолог, не был заметен в отложениях осадочных пород на суше, так как они обычно более спрессованы, чем залежи ила на дне океана. Поэтому ученые раньше не осознавали, что 630 тысяч лет назад произошло не одно, а два мощных извержения Йеллоустона.

Подобное открытие говорит сразу о многом — извержения супервулканов могут происходить гораздо чаще, чем предполагалось раньше, а вулканические зимы на самом деле бывают заметно длиннее, чем считали климатологи. Как надеются геологи, их открытие поможет предсказать, когда произойдет следующее извержение Йеллоустона, и оценить его возможные последствия для человечества.