МОСКВА, 26 окт — РИА Новости, Ольга Коленцова. Современные методы предсказания погоды строятся на измерении атмосферного давления, влажности воздуха, облачности, температуры, уровня осадков. А что делали люди до появления точных приборов, если требовалось понять, не пойдет ли завтра дождь? Они наблюдали за вечерним и утренним солнцем, предсказывая, каким будет следующий день. Древние "метеорологи" запоминали связь между цветом неба и погодой, не понимая, что именно вызывает дождь, ветер или яркое солнце. Позже ученые проанализировали эту связь и пришли к выводу, что цвет закатов и рассветов предсказывает погоду не точнее, чем подброшенная монетка.
Одна из примет звучит так: "Если на закате, когда солнце еще высоко, небо покраснеет — к дождю или ветру, покраснеет после заката — к ненастью через один-два дня". Есть приметы и для рассвета: "Если на утренней заре небо или восходящее солнце красные — к изменению погоды, возможен дождь или ветер".
Закаты и восходы всегда окрашены в золотистые и оранжевые тона. Вызвано это изменением пути, который необходимо пройти солнечному свету до наблюдателя. Чем больше человек отдаляется от Солнца из-за вращения Земли, тем сильнее уменьшается угол падения лучей, а следовательно — увеличивается и путь света через атмосферу.
Длина волны характеризуется расстояниями между ближайшими ее максимумами или минимумами. Чем волна короче, тем сложнее ей обогнуть препятствия. Именно поэтому так опасно коротковолновое излучение — частицы сталкиваются буквально со всем, что встречается на их пути, передавая энергию и ионизируя различные соединения.
Волны такого излучения находятся в довольно широком диапазоне, но наш глаз способен воспринимать интервал от 400 до 760 нанометров. Нижней части этой границы принадлежит фиолетовый цвет, а верхней — красный. Примерно с 550 нанометров до 600 располагается желтый свет, который на верхней границе переходит в оранжевый. Интервал от 500 до 550 нанометров заняли оттенки зеленого, а ниже находится синий, постепенно переходящий в фиолетовый.
Казалось бы, состав атмосферы (облака, водяные пары, частицы дыма и пыли) должен влиять на рассеивание света, изменяя цветовую картину закатов и рассветов. Ведь чем больше свет рассеивается, тем длиннее становятся волны. Но дело в том, что цвет неба определяется рассеиванием света либо на молекулах газов, из которых состоит воздух, либо на облаках в средней и верхней тропосфере (от пяти километров и выше). В средних широтах эти облака не имеют никакого отношения к метеорологическим явлениям у поверхности. Те же облака, что связаны с погодой, располагаются в основном на высотах от одного до четырех километров, а дым и пыль вообще содержатся в значительном количестве только в нижних полутора-двух километрах атмосферы, поэтому повлиять на рассеивание света не могут.
"На таких высотах изменение состава атмосферы возможно только из-за формирования облаков и конвективного переноса влаги, который в средних широтах достаточно интенсивен только летом. Поэтому основной вклад вносит формирование облаков среднего (4-6 километров) и верхнего ярусов (7-10 километров). Загрязнения с поверхности (особенно аэрозоли, частицы которых достаточно тяжелы) до такой высоты не добираются. Единственное исключение — это вулканические извержения (типа проснувшегося в 2010 году Эйяфьядлайёкюдля), но эти извержения и погода — вещи несвязанные", — поясняет Алексей Елисеев, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН.
Таким образом, облака, связанные с погодой, никак не влияют на цвет заката и восхода. А содержание аэрозолей в атмосфере часто меняется после перемены погоды, а не до нее, да и то не всегда. Поэтому лучше довериться прогнозу метеорологической службы, чем верить в народные приметы, а потом бегать в поисках зонтика или солнечных очков.