Генетики раскрыли тайну происхождения цивилизации с острова Пасхи

© Фото : Terry HuntИстуканы моа’и на острове ПасхиИстуканы моа’и на острове Пасхи

МОСКВА, 12 окт – РИА Новости. Палеогенетики впервые "воскресили" и расшифровали ДНК древних жителей острова Пасхи и пришли к выводу, что те были родичами полинезийцев, никогда не контактировавшими с другими группами людей до прибытия европейцев на этот загадочный остров, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Мы не нашли никаких следов того, что жители острова Пасхи и индейцы Южной Америки могли контактировать друг с другом. То, что это так, сильно нас удивило, так как было множество намеков, что такие контакты происходили, и поэтому мы были уверены, что нам удастся их найти. Оказалось, что это совсем не так", — заявил Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz) из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США).

Остров Пасхи
Ученые раскрыли тайну исчезновения цивилизации на острове Пасхи

Тайны забытых цивилизаций

Остров Пасхи – одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев, оставившая после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи, которые, как сегодня считают ученые, представляют собой обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова.

Эта цивилизация фактически исчезла с лица острова Пасхи еще до прибытия туда первых колонизаторов, причинами чего считаются две вещи – истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами, и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Примерно ко времени прибытия европейцев на остров эти войны привели к почти полному исчезновению культуры моаи и ее замене на более воинственную и примитивную культуру "птицечеловеков". Окончательно остатки цивилизации на острове Пасхи были уничтожены в середине 19 века, когда остров фактически оккупировали работорговцы. Благодаря уничтожению культуры уникальная система письменности острова до сих пор не расшифрована учеными.

Остров Пасхи
Истуканы на острове Пасхи могут стать жертвой глобального потепления

Другой загадкой острова Пасхи является происхождение его жителей – отсутствие "чистых" линий островитян не позволяло генетикам и историкам понять, являются ли обитатели острова чистокровными полинезийцами, мигрировавшими на "Рапа'нуи" cо стороны Австралии и Новой Гвинеи, или же они являются потомками смешанных браков древних индейцев и мигрантов из Океании.

Многие ученые, как рассказывает Ферен-Шмитц, склонялись в пользу второй теории, так как на острове Пасха и во многих других полинезийских очагах цивилизации археологи находили следы батата, сладкого картофеля, и многих других вещей, которые широко распространены в Южной Америке, но отсутствуют в Полинезии. Все это порождало ожесточенные споры среди историков и других ученых, изучающих тайны острова Пасхи.

Генетический ключ истории

Ферен-Шмитц и его коллеги окончательно разрешили эти споры, восстановив и расшифровав ДНК, извлеченную из костей пяти древних жителей острова Пасхи, чьи останки были найдены в конце 80 годов прошлого века в местечке Анакена и вывезены в музей Кон-Тики в Норвегии.

Три из них, как отмечают ученые, жили до пришествия европейцев на остров Пасхи, в 1445-1624 годах нашей эры, а два других – незадолго до или уже во времена владычества рабовладельцев, в начале 19 и 20 веков. Восстановив и сравнив их ДНК, генетики надеялись понять, какая из двух гипотез верна, и найти, если это возможно, родину цивилизации острова Пасхи.

Артефакты культуры Пуэбло, раскрывшие доминирование женщин в этой цивилизации индейцев
Археологи доказали, что в первых цивилизациях мира царил матриархат

Решить эту задачу было крайне непросто – кости загадочных людей уже неоднократно изучали другие ученые, и генетикам пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы извлечь хотя бы минимальное количество древней ДНК из ребер древних обитателей острова Пасхи и успешно размножить ее.

Тем не менее, Ферену-Шмитцу и его коллегам удалось восстановить полную версию митохондриальной ДНК у всех этих людей и получить некоторую информацию по 30 тысячам мутаций в остальной части их генома, чего хватило для поиска их генетических корней.

И геномы митохондрий, и другие обрывки ДНК однозначно указали на то, что жители острова Пасхи жили в изоляции несколько тысяч лет после своего прибытия на эту землю, и не контактировали с индейцами или другими народами планеты до начала 18 века, когда остров был открыт мореплавателями из  Европы.

Изображения в пустыне Наска
НАСА получила новые фотографии "космических" геоглифов в Перу

Где находится родина загадочных людей с острова Пасхи? Пока на этот вопрос нет однозначного ответа, однако больше всего их ДНК похожа на то, как устроен геном людей, живущих сегодня в южной части Полинезии. В ближайшее время Ферен-Шмитц и его коллеги планируют детально изучить ДНК жителей этого региона, что, как они надеются, поможет точнее локализовать родину этой необычной и почти неизвестной нам цивилизации.