Почему лишь одна из 18 видов улыбок отражает радость

© Fotolia / pathdocУлыбки на лицах людейУлыбки на лицах людей

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Анна Урманцева. В 1999 году по инициативе художника Харви Бэлла был впервые отпразднован "Всемирный день улыбки". Он считал, что таким образом можно поднять настроение населения Земли. С тех пор этот праздник отмечается каждую первую пятницу октября. Однако ученые сомневаются, что улыбка часто бывает связана с хорошим настроением.

Снимки из базы улыбок, созданной учеными университета Амстердама
Люди после 40 выглядят моложе, когда улыбаются, выяснили ученые
Улыбка — это рефлекторное действие, которое возникает уже в первые месяцы жизни человека и относится учеными к "комплексу оживления" (эндогенная улыбка). Однако с течением жизни причин для улыбки становится все больше. Люди улыбаются уже не рефлекторно, а потому радостно или, наоборот, грустно, когда нужно продемонстрировать свою стойкость перед лицом перемен. На самом деле люди улыбаются часто, и с возрастом улыбка все реже и реже действительно бывает связана с положительными эмоциями.

© Fotolia / Axel BueckertДевушка с маской
Девушка с маской
В 1924 году психолог Карини Лэндис (Landis, 1924) из университета Миннесоты провел серию экспериментов с общим названием "Спонтанные выражения лиц и подчиненность". Цель эксперимента заключалась в выявлении общих закономерностей работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение эмоций. Также Лэндис вел поиск мимики, характерной для конкретных эмоций. В качестве испытуемых выступали студенты. Для выявления четких результатов на их лица были нанесены линии. Далее психолог вызывал эмоции различными способами: студенты слушали джаз, нюхали аммиак, трогали живых жаб. Когда эмоции были получены, Карини Лэндис запечатлевал их. Самой неприятной частью эксперимента оказался финал, когда участники должны были отрезать головы живым крысам.

 

Эмпирическая работа Карини Лэндиса выявила то, что улыбка является наиболее встречаемым лицевым выражением. Она появлялась у разных людей во всех 16 ситуациях, начиная от прослушивания музыки до обезглавливания животного. Лэндис понял, что люди улыбаются даже тогда, когда переживают  гнев, отвращение, возмущение, антипатию, удивление или сексуальное возбуждение. Еще тогда ученый заявил, что улыбка не может служить индикатором внутреннего состояния или эмоций.

© Fotolia / ollyУлыбающиеся люди
Улыбающиеся люди

Позже американский психолог Пол Экман в своей книге "Психология лжи" описал  18 видов улыбок (Ekman, 1985) и заключил, что почти все из них за исключением одной появляются на лице не от ощущения радости.

Улыбка
Ученые из США раскрыли секрет идеальной улыбки

Наиболее часто употребляемая классификация улыбок приведена в работе психолога Паулы Ниденталь (Paula Niedenthal) из Висконсинского университета в Мэдисоне. Ниденталь и ее коллеги из университетов Кардиффа и Глазго смоделировали более двух тысяч 3D-моделей улыбок, при которых задействованы различные мышцы лица. На их основе ученые выделили три основных функциональных типа улыбки. Это так называемая вознаграждающая (reward smile) улыбка, квыражающая счастье или поощрение. Так, например, улыбаются родители, глядя на своего ребенка. Второй тип — это улыбка принятия (affiliative smile), которая демонстрирует расположение к адресату и означает, что ему ничто не угрожает. Так улыбаются продавцы в магазинах и работники сферы услуг. Третий тип  — это улыбка превосходства (dominance smile), которая, напротив, указывает человеку место в социальной иерархии с точки зрения собеседника.

Самым большим исследованием улыбок стала работа ученых из Университета Миннесоты Флориды. Они не только исследовали улыбку, но и выявили ту, которую наибольшее количество людей считают наиболее искренней и приятной.

Ученые создали 3D-модели улыбающихся лиц, варьируя высоту уголков губ, ширину улыбки и то, насколько при улыбке видны зубы. Всего было создано 27 моделей, которые были продемонстрированы восьмистам участникам в возрасте от 18 до 82 лет. Они долго выбирали самую приятную улыбку, ставя крестики около выбранных моделей.

CC BY 4.0 / Nathaniel E. Helwig Nick E. Sohre Mark R. Ruprecht Stephen J. Guy Sofía Lyford-Pike / Definitions of the spatial parameters used in the studyОпределение пространственных параметров, используемых в исследовании
Определение пространственных параметров, используемых в исследовании

Наиболее близкой к идеалу оказалась относительно симметричная неширокая улыбка, можно даже назвать ее скромной. Зубы при ней видны, но не слишком сильно. А вот "улыбка до ушей" ассоциируется скорее со страхом, чем с радостью. Правда ассоциации при виде разных улыбок зависят также от национальности наблюдающего. Так, судя по исследованиям, далеко не во всех странах улыбка введена в обязательные стандарты общения. Вот, например, у нас в России улыбку, согласно исследованиям, часто считают признаком недалекого ума. Это означает, что опыт подавляющего числа наших соотечественников совпадает с результатами экспериментов ученых: улыбка довольно редко является признаком радости.

РИА Наука
Комментарии
15 пользователей оставили 19 комментариев
"А вот "улыбка до ушей" ассоциируется скорее со страхом, чем с радостью". А ведь это - та самая фирменная американская улыбка, отсутствием которой попрекают русских...
Ну а нам то зачем это рассказывать ? Мы и так давно знали , что "смех без причины признак дурачины " . Своим лучше бы рассказали , а не делали из собственных граждан постоянных жителей "Дома скорби".
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена