Сменить фон

Ученые выяснили, почему воробьи не вырастают до размеров гусей

© Фото : Thomas Kvalnes, NTNUХенрик Йенсен выпускает воробьев из клеткиХенрик Йенсен выпускает воробьев из клетки

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. Биологи подтвердили теорию эволюции Дарвина и нашли интересный эволюционный механизм, объясняющий, почему многие виды животных, такие как воробьи или колибри, остаются маленькими и не вырастают до размеров гусей и орлов, говорится в статье, опубликованной в журнале Evolution.

"Мы впервые попытались провести искусственный отбор среди птиц, живущих на воле. Оказалось, что для каждого вида есть свой идеальный размер тела, помогающий птицам пережить зиму и не стать жертвой хищников летом", — рассказывает Хенрик Йенсен (Henrik Jensen) из Норвежского технологического университета в Тронхейме.

Птица-тинаму (снизу) и динозавр-анхиорнис (сверху)
"Курицезавр" помог ученым выяснить, как возник клюв у птиц

Одна из главных загадок животного мира — почему все виды животных не эволюционируют в сторону укрупнения размеров при отсутствии естественных врагов или при наличии достаточного количества пищи и других ресурсов. Тем не менее сегодня мы не видим мышей, достигших размеров слона, или воробьев, выросших до габаритов гуся. Многие противники эволюционной теории используют этот парадокс в качестве "доказательства" ее неправоты.

Йенсен и его коллеги, манипулируя эволюцией трех популяций воробьев, живущих на островах Вега, Лека и Хестмона, нашли очень простое и логичное объяснение того, почему воробьи и прочие мелкие птицы остаются небольшими даже на современной Земле, где их существование фактически гарантируется человечеком. Эти острова, как отмечают ученые, практически изолированы друг от друга и других клочков суши, и воробьи мигрируют между ними крайне редко, что позволило провести эксперимент.

На каждом из этих островов биологи попытались повернуть эволюцию птиц в нужную сторону, меняя условия их обитания. К примеру, на Веге они поставили цель уменьшить размеры воробьев, а на острове Лека — спровоцировать их увеличение.

Окаменелости обнаруженные за пределами Йоханнесбурга
Ученые: мясо, а не умение варить пищу, двигало эволюцию человека

Для чистоты эксперимента и его ускорения ученые выловили всех особей "неправильных" размеров и отправили их в южную часть Норвегии, где они прожили примерно десять лет, до завершения первой части опытов по "искусственной эволюции".

Через три года после начала опытов команда Йенсена начала фиксировать первые его результаты. Как и предсказывала теория эволюции, размеры действительно начали уменьшаться или увеличиваться в соответствии с искусственно заданными условиями обитания.

Добившись этого, ученые проверили, что произойдет, если убрать эти ограничения и вернуть популяции птиц в "естественное состояние". Примерно через шесть лет почти все следы искусственного отбора исчезли — "гигантские" воробьи с острова Лека заметно уменьшились в размерах, а их миниатюрные сородичи с Веги стали крупнее.

Кисть австралопитека седиба по сравнению с человеческой
Ученые подтвердили, что рука человека примитивнее, чем у шимпанзе

Как считают ученые, столь быстрое возвращение популяций птиц к тем размерам, которыми они обладали до начала эксперимента, говорит о том, что существует некий идеальный размер тела для каждого вида птиц и животных, максимально приспособленный для выживания в тех конкретных условиях, где обитает их популяция.

К примеру, большим воробьям проще выжить зимой, однако они будут более уязвимыми для атак хищников летом, а маленькие особи будут чаще умирать от переохлаждения и недостатка пищи осенью и в зимние месяцы. Подобные наборы плюсов и минусов больших и малых размеров, как считают ученые, есть для каждого вида животных, что объясняет, почему Земля до сих пор не заселена гигантами или лилипутами, заключают норвежские биологи.