Астрономы: на Луне может постоянно формироваться вода - РИА Новости, 16.09.2017

Астрономы: на Луне может постоянно формироваться вода

© Milliken lab / Brown UniversityКарта запасов воды на Луне, составленная по данным индийского зонда "Чандраян"
Карта запасов воды на Луне, составленная по данным индийского зонда Чандраян

МОСКВА, 16 сен – РИА Новости. Индийский зонд "Чандраян" помог американским планетологам составить первую карту залежей воды на Луне и обнаружить, что на ее поверхности могут постоянно формироваться молекулы воды. Карта и выводы ученых были опубликованы в журнале Science Advances.

"Мы составили фактически первую карту, позволяющую рассматривать лунную воду в качестве полезного ископаемого. Выяснив, где скрывается вода и в каких количествах ее там можно найти, теперь мы можем начать думать о том, стоит ли ее извлекать оттуда, как для того, чтобы обеспечить астронавтов питьевой водой, так и для производства ракетного топлива", — рассказывает Ральф Милликен (Ralph Milliken) из Брауновского университета (США).

Топографическая карта кратера Шаклтон на южном полюсе Луны, где зонд LRO так и не обнаружил значительных запасов воды
Южный полюс Луны оказался неожиданно "сухим" и безводным - ученые

Считается, что на Луне сложились условия, препятствующие накоплению и сохранению больших запасов воды. Отсутствие атмосферы и слабое притяжение делает невозможным существование молекул Н2О в виде жидкости или пара, а лед на открытой поверхности будет постепенно испаряться под действием солнечного ветра.

Тем не менее, вода на Луне все же существует — в 2009 году индийский зонд Чандраян обнаружил воду в южном полушарии спутника Земли, а в 2012 году зонд LRO обнаружил иней в кратерах на северном полюсе и скрытые залежи льда в десятках других темных кратеров на поверхности спутницы Земли.  Их обнаружение заставило ученых гадать, откуда взялась вода на Луне, кто ее туда принес, и как ей удалось выжить, не испарившись под действием лучей Солнца.

Милликен и его коллега Шуай Ли (Shuai Li) недавно обнаружили, что большие количества воды содержатся почти во всех породах Луны, изучая данные, которые собирал индийский зонд "Чандраян-1" во время своей работы на орбите Луны в 2008-2009 годах.

Так художник представил себе воду, заточенную в лунных магматических породах
Геологи решили одну из главных лунных загадок "Аполлонов"

Это открытие раскрыло одну из самых старых загадок "Аполлонов" и натолкнуло ученых на идею подсчитать общие запасы воды на Луне и составить карту ее залежей.

Решить эту задачу помог "Чандраян" и его спектрометр М3, способный одновременно мерять и температуру поверхности Луны, и "пробовать" на вкус ее минеральный состав. Это свойство прибора помогло ученым найти воду в недрах Луны, наблюдая за тем, как поверхность Луны поглощает и отражает инфракрасное излучение на разных длинах волн.

Карта, составленная при помощи М3, сильно удивила ученых. Оказалось, что вода была распределена по поверхности Луны очень равномерно, и не была сосредоточена в кратерах, как раньше считали планетологи, опираясь на данные зонда LRO. Что еще более удивительно, Милликену и Ли удалось найти воду у самого экватора спутницы Земли, где она, как предполагают исследователи, прячется в темных расселинах и кратерах, или находится внутри горных пород, сформировавшихся в первые дни жизни спутника Земли.

Заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь МитрофановЗонд NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO)
Ученые выяснили, на каком склоне кратера лучше строить базу на Луне

Равномерный характер распределения воды, как считают исследователи, говорит о том, что текущие "кометные" и "астероидные" теории происхождения влаги на Луне являются в корне неверными. Скорее всего, она была порождена солнечным ветром, чьи частицы, в том числе и атомы водорода, непрерывно бомбардируют поверхность спутницы спутницы Земли уже 4 миллиарда лет.

В пользу этого говорит еще одна странность – концентрация воды на Луне может резко меняться с наступлением дня и ночи, падая или повышаясь на 200 частей на миллион, немыслимо высокое значение для сухой и безводной планеты. Как предполагают ученые, это может свидетельствовать о фантастической вещи – на Луне может постоянно формироваться вода.

"Мы не знаем, что именно порождает эти флуктуации, однако их наличие говорит нам о том, что вода формируются в почве Луны даже сегодня. Это, в принципе, говорит о том, что вода может заново скопиться там даже после того, как ее оттуда извлечь, но нам нужно сначала понять физику этого процесса, прежде чем говорить об этом наверняка", — заключает Милликен.