Астрономы открыли древнейшее семейство астероидов - РИА Новости, 04.08.2017

Астрономы открыли древнейшее семейство астероидов

© Fotolia / 3000adАстероид над Землей
Астероид над Землей

МОСКВА, 4 авг – РИА Новости. Планетологи обнаружили в главном поясе астероидов необычное семейство малых небесных тел, являющихся ровесниками Солнца и состоящими из первичной материи Солнечной системы, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Это древнейшее семейство астероидов во всем главном поясе, оно возникло примерно 4 миллиарда лет назад. В него входит около 100 небесных тел, самым большим из которых является астероид 282 Клоринда, однако мы не исключаем, что к этой семье относятся и другие жители пояса", — рассказывает Марко Делбо (Marco Delbo) из университета Ниццы (Франция), чьи слова приводит издание Space.com

Протопланетный газопылевой диск вокруг звезды
Ученые выяснили, как выглядели "зародыши" планет Солнечной системы

Солнечная система родилась примерно 4,4 миллиарда лет назад вместе с нашим Солнцем. Как считают ученые, Земля и другие три планеты в ее внутренней части родились в результате столкновения каменистых протопланетных тел, которые были полностью лишены воды из-за того, что свет молодого Солнца разрушил или испарил все запасы льда в "теплой" части протопланетного диска, простирающейся фактически до текущей орбиты Юпитера.

По этой причине ученые сегодня наиболее активно дискутируют о двух взаимосвязанных вещах – о том, когда и куда исчезла эта "первичная" вода, и о том, откуда вода впоследствии взялась на Земле, Марсе и, предположительно, Венере. И на тот, и на другой вопрос пока нет однозначных ответов, хотя ученые активно пытаются разрешить их, изучая состав самых холодных и далеких комет и древних метеоритов.

Ответы на все эти вопросы, как обнаружил Делбо, могут скрываться гораздо ближе, в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Он представляет собой набор из нескольких миллионов обломков, возникших в результате столкновения протопланетных тел и последующих "космических ДТП".

Так художник представил себе Марс в далеком прошлом, до смещения его оси
Ученые: Марс родился на месте мифического "Фаэтона" в поясе астероидов

Ученые, по словам французского планетолога, достаточно давно пришли к выводу, что астероиды из этого пояса вряд ли помогут нам понять, из чего была "слеплена" Солнечная система. Причина этого проста – они  находятся в достаточно "теплой" ее части, где вода и прочие летучие вещества давно должны были испариться с их поверхности и из их недр. Кроме того, миллиарды лет столкновений давно разрушили все крупные фрагменты протопланетных тел, что не позволяет понять, как много их присутствовало в новорожденной Солнечной системе.

Делбо и его коллеги проверили, так ли это на самом деле, построив компьютерную модель юной Солнечной системы  и проследив за тем, что происходило с обломками протопланетных тел. Эти расчеты показали, что бесчисленные "космические ДТП" стерли следы происхождения астероидов не совсем полностью. Возраст, размеры и свойства "зародышей" планет оказались скрыты в том, как устроены различные семьи астероидов.

Руководствуясь этой идеей, Делбо и его коллеги провели своеобразную "перепись населения" среди небесных тел в главном поясе астероидов и изучили то, в какие семейства входят его обитатели, и как много больших и малых астероидов содержится в этих космических семьях и на каком расстоянии от Солнца они находятся.

Комета C/2014 S3 в представлении художникаОрбита кометы C/2014 S3
Ученые открыли уникальную комету, состоящую из "земной" материи

Плодом этих поисков стало открытие ранее неизвестного семейства из примерно сотни крупных и небольших астероидов, относящихся к классу углистых хондритов, состоящих, как сегодня предполагают ученые, из первичной материи Солнечной системы.

Эта семья возникла примерно 3,8-4,2 миллиарда лет назад в результате распада достаточно крупного протопланетного тела диаметром в 35-100 километров. Несколько десятков подобных объектов, как показывают расчеты планетологов, присутствовали на месте будущего пояса астероидов в ранней Солнечной системе. Подобное открытие, по словам Делбо, подтверждает класссические представления о том, что астероиды родились в результате разрушения крупных, а не малых "зародышей" планет, как считают сегодня многие ученые.

Изучение ее членов и поиск других аналогичных семей, как надеются ученые, поможет нам понять, какую роль эти объекты играли в формировании Земли и других планет, и были ли они главными поставщиками воды и других "кирпичиков  жизни" нашей планеты.