Ученые назвали животное, которое доживет до "конца света"

МОСКВА, 14 июл – РИА Новости. Тихоходки, самые выносливые существа на Земле, способны дожить до "конца света", когда Солнце полностью исчерпает запасы водорода, превратится в красного гиганта и поглотит Землю, заявляют британские ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

Тихоходка, самое живучее существо на Земле
Белок "космических" животных защитил клетки человека от радиации
"Если мы не создадим систем планетарной обороны, люди будут оставаться крайне уязвимым видом животных. Даже небольшие изменения в условиях обитания могут погубить нас. С другой стороны, тихоходки практически неуязвимы для таких угроз. Возможно, что и на других планетах есть примеры столь же живучих существ. Если на Земле есть тихоходки, то кто знает, что может обитать в глубинах космоса?" — заявил Альвес Батиста (Alves Batista) из Оксфордского университета (Великобритания).

В 2007 году ученые совершили удивительное открытие, анализируя данные, собранные российским биоспутником "Фотон-М3": оказалось, что тихододки, небольшие беспозвоночные, дальние родичи раков и насекомых, способны выживать очень долгое время в открытом космосе и даже размножаться в условиях полной невесомости и отсутствия пищи и воды.

Когда ученые начали подсчитывать и изучать гены тихоходок, их ожидал большой сюрприз – более 6,5 тысячи участков ДНК из 38 тысяч генов (18%) были "позаимствованы" ими у других организмов. Большая часть получена от бактерий-экстремофилов, но при этом в геноме тихоходок также присутствуют гены растений, грибов и архей. Недавно ученые обнаружили, что клетки тихоходок содержат в себе уникальные белки, защищающие их от смертельных доз радиации.

Батиста и его коллеги, опираясь на известные нам данные об их биологии и о том, какие космические катаклизмы могут угрожать Земле, решили выяснить, какие космические или земные опасности могут уничтожить тихоходок.

Тихоходка, самое живучее существо на Земле
Ученые узнали, как самые живучие существа на Земле переживают "сушку"

Ученые рассматривали три основных типа угроз для жизни на Земле – падение крупных астероидов, взрывы сверхновых и гамма-вспышки. Как показали расчеты, ни одно из этих событий не сможет ухудшить условия нашей планете на до такой степени, что на ней не останется даже тихоходок.

К примеру, для полного исчезновения с Земли океанов и их испарения в космос нужен чрезвычайно крупный астероид размерами с Весту, Плутон или другие крупные планеты, которые никогда не сближаются с Землей и имеют нулевые шансы упасть на нее в ближайшие 4-4,5 миллиарда лет, которые просуществует Солнце.

Сверхновая должна взорваться на чрезвычайно близком расстоянии от Земли, всего в 0,14 световых лет от Солнечной системы, чтобы полностью "стерилизовать" планету и лишить ее всех запасов воды и других "кирпичиков жизни". Ближайшая к нам звезда, Проксима Центавры, расположена в четырех световых годах от Солнца и не представляет угрозы для нас.

Схема рождения сверхновой
Астрономы выяснили, на каком расстоянии сверхновая убьет жизнь на Земле

Источники гамма-вспышек "нужной" мощности, как отмечают планетологи, должны находиться на расстоянии не более чем в 40 световых годах, что также невозможно, так как в ближайших окрестностях Земли нет крупных звезд, способных породить подобные катастрофические события.

"Похоже, что жизнь крайне сложно стереть с лица Земли и любой другой обитаемой планеты. История Марса показывает, что у него в прошлом была атмосфера, способная поддерживать жизнь в ее экстремальных формах. Существа с похожей стойкостью к радиации и низким температурам, похожие на тихоходок, могут существовать под поверхностью Марса или в океанах Европы и Энцелада. Поиск и открытие таких существ в этих уголках Солнечной системы помогли бы нам понять, где проходят границы жизни", — заключает астроном из Гарвардского университета Абрахам Лоеб (Abraham Loeb).