Глаза моли помогут ученым защитить смартфоны от солнечных бликов - РИА Новости, 22.06.2017

Глаза моли помогут ученым защитить смартфоны от солнечных бликов

© Иллюстрация РИА Новости . Алина ПолянинаГлаза моли помогли ученым создать пленку, не отражающую свет
Глаза моли помогли ученым создать пленку, не отражающую свет

МОСКВА, 22 июн – РИА Новости. Физики из США создали "вечное" антибликовое покрытие для экранов мобильных телефонов и любых других гаджетов, которое работает по тем же принципам, по которым устроены глаза обычной моли, говорится в статье, опубликованной в журнале Optica.

"Наши гибкие пленки можно устанавливать на смартфоны или планшеты, что будет делать их экраны яркими и четкими даже на ярком солнце на улице. Помимо того, что они почти не отражают свет, наши пленки к тому же защищены от царапин и могут самоочищаться, что спасет экраны телефонов от накопления на них пыли и следов жирных пальцев", — рассказывает Шин-цон У (Shin-Tson Wu) из университета Центральной Флориды в Орландо (США).

Последние годы физики, химики и инженеры активно изучают устройство отдельных органов и тел живых организмов, пытаясь использовать "изобретения эволюции" в новых технологиях и приборах.

Коса. Архивное фото
Физики придумали, как можно сплести сверхпрочную броню из волос

Так, американские физики создали "идеальные" медицинские иглы и пластырь, изучив устройство игл дикобраза и сосков паразитических червей, а их канадские коллеги повысили прочность стекла в 200 раз, используя секреты устройства раковин моллюсков. Роботы, имитирующие манеру движения или "мышления" животных, уже достигли рекордных скоростей движения, а крылья бабочек помогли британским ученым удвоить КПД солнечных батарей в два раза.

У и его коллеги добавили в число подобных природных "ноу-хау" глаза моли, которые, как оказалось, можно использовать для создания прозрачных пленок, абсолютно не отражающих свет и при этом не мешающих работе сенсорного экрана.

Как рассказывают авторы статьи, моль и многие другие насекомые, обладающие крупными фасетчатыми глазами, сталкиваются с почти той же проблемой, что и обладатели смартфонов. Блики мешают им видеть в темноте, а отражение света от поверхности глаз в дневное время суток помогает хищникам находить этих бабочек, обычно сливающихся с корой деревьев или другими предметами.

Солнечное тепло, отражаемое крыльями бабочки на ее брюшко
Крылья бабочек помогли ученым удвоить КПД солнечных батарей

Физики еще несколько десятилетий назад обнаружили, что в реальности этого не происходит – глаза моли устроены таким образом, что они практически не отражают свет и не дают бликам появиться на своей поверхности. Ученые достаточно давно пытаются скопировать их структуру, но это не удавалось сделать до настоящего времени из-за сложного устройства глаз моли.

Команде У удалось решить эту проблему благодаря технологии "самосборки" наночастиц, способных без вмешательства со стороны человека объединяться в узоры, похожие на то, как выглядит поверхность глаза моли. Это позволяет производить пленки, покрытые подобными наночастицами в автоматическом режиме, а не собирать их вручную, как это пытались делать другие физики.

Инъекционная игла, созданная по подобию ее природного аналога на спине дикобраза
Ученые раскрыли секрет необыкновенной колючести игл дикобразов

Как показали первые "полевые" испытания этой пленки, она примерно в четыре раза повышает контраст картинки на экране смартфона при нахождении на ярко освещенной улице, и в 10 раз – внутри помещения или в тени. Сейчас ученые работают над улучшением механических свойств этой пленки для того, чтобы сделать ее более пригодной для работы в "полевых" условиях. Помимо антибликовых покрытий, эти пленки можно использовать и для повышения эффективности солнечных батарей, которые будут поглощать благдаря им больше света, чем обычно.