"Кеплер" нашел десять новых возможных двойников Земли

© NASA/JPL-CaltechЗемлеподобная планета у красного карлика в представлении художникаЗемлеподобная планета у красного карлика в представлении художника

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Орбитальный телескоп "Кеплер" обнаружил десять ранее неизвестных потенциальных двойников Земли в созвездиях Лебедя и Лиры и около двух сотен других экзопланет, сообщили ученые НАСА на пресс-брифинге в Исследовательском центре имени Эймса в Силиконовой долине.

"Ближайшим аналогом Земли может быть пока неподтвержденная планета KY.7711, найденная в ходе подготовки полного каталога данных, которые "Кеплер" собирал в первые четыре года своей работы. Эта планета вращается вокруг звезды, похожей на Солнце по своим размерам и температуре, и находится в центре "зоны жизни". С другой стороны, пока непонятно, есть ли у нее атмосфера и способна ли она поддерживать жизнь", — рассказала Сьюзан Томпсон (Susan Tompson) из Института поиска внеземных цивилизаций SETI в Маунтин-Вью (США).

Сегодня Марио Перез (Mario Perez), руководитель миссии "Кеплер" в НАСА, и его коллеги представили публике полный каталог данных, полученных космическим телескопом в первый период своей работы с мая 2009-го по май 2013 года.

Девять планет, находящихся в зоне жизни, найденные Кеплером
"Кеплер" обнаружил девять планет, на которых может зародиться жизнь

Как пояснил Перез, этот каталог содержит в себе примерно 220 новых планет, десять из которых являются потенциальными двойниками Земли, а также данные по почти четырем тысячам планет, открытых "Кеплером" ранее. В общей сложности удалось открыть 49 землеподобных объектов, находящихся в "зоне жизни" и обладающих небольшими размерами.

Повторный анализ данных, по словам астронома, позволил участникам научной команды "Кеплера" не только найти новые планеты, но и получить уникальные статистические данные по числу планет у звезд Млечного Пути и их типичному облику. Эта информация, как отметила Кортни Дрессинг (Courtney Dressing), астроном из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США), поможет ученым понять, как часто встречаются двойники Земли и на каких других планетах вероятнее всего существует внеземная жизнь.

Как добавил Бенджамин Фултон (Benjamin Fulton), коллега Дрессинг, уже первый анализ этих данных позволил научной команде "Кеплера" обнаружить два новых типа планет.

Так художник представил себе планету HAT-P-7b, в атмосфере которой идут дожди из сапфиров
Астрономы нашли планету, где идут дожди из рубинов и сапфиров

"Наблюдая за супер-Землями, мы давно ломали голову над тем, какие из них являются аналогами Земли, а какие — планетами-океанами или миниатюрными газовыми гигантами. Анализ этих данных показывает, что на самом деле эти планеты делятся на две обособленные группы — относительно небольшие супер-Земли, чья масса в среднем в 1,8 раза больше, чем у Земли, и на мини-Нептуны, чья масса в три-четыре раза больше", — объясняет Фултон.

По его словам, полный набор данных с "Кеплера" показывает, что супер-Земли и мини-Нептуны четко отделены друг от друга — крупных каменистых планет с массой в две-три Земли просто не существует. Как считает планетолог, это связано с тем, что супер-Земли и мини-Нептуны формируются в разных условиях. Первые возникают в теплых внутренних регионах протопланетных дисков, где почти нет водорода и гелия, а вторые — в холодных внешних слоях зародышей звезд, где газа намного больше.

Звездное небо
"Кеплер" нашел планету, которую "родная" звезда съест через 55 млн лет

Подобное четкое разграничение, как считает ученый, вносит некоторую ясность в поиски внеземной жизни у крупных аналогов Земли, так как теперь становится очевидно, что бывшие крупные супер-Земли, ставшие мини-Нептунами сегодня, вряд ли могут поддерживать жизнь из-за сверхвысоких давлений в их атмосфере.

Как рассказали ученые в беседе с РИА Новости, текущих запасов топлива на борту "Кеплера" хватит, чтобы проработать на орбите до октября 2018 года. К тому времени уже будет запущен его "наследник" — обсерватория TESS, однако совместные наблюдения они вряд ли станут вести, так как TESS и "Кеплер" будут смотреть на разные части неба.

Так художник представил себе планету TRAPPIST-1d и ее две кузины
Астрономы раскрыли состав ближайших к нам "кузин" Земли

"Главным ограничителем длины жизни "Кеплера" являются запасы топлива на его борту, которые мы не можем измерить напрямую. Пока мы уверены в том, что телескоп проработает как минимум еще две наблюдательные кампании длиной в 90 дней каждая и, возможно, доживет до начала 2019 года, что позволит ему дотянуть до выхода TESS на орбиту. Другое дело, что продолжительность жизни "Кеплера" никак не повлияет на миссию TESS, так как сначала новый телескоп будет работать в обзорном режиме и будет смотреть на ночное небо Южного полушария", — пояснил Перез.

С другой стороны, "Джеймс Уэбб", "наследник" "Хаббла", будет напрямую использовать те данные, которые собирал и продолжает собирать "Кеплер", и попытается получить данные по составу атмосфер потенциальных двойников Земли. Как надеются ученые, первые полноценные фотографии подобных планет будут получены в середине 2030-х годов, когда будет запущено новое поколение орбитальных телескопов с улучшенной оптикой.