Ученые выяснили, откуда взялись недавние следы воды на Марсе

© Фото : NASA/JPL/University of ArizonaСледы потоков воды в кратере на МарсеСледы потоков воды в кратере на Марсе

МОСКВА, 14 июн – РИА Новости. Следы воды  на поверхности Марса, найденные в последние годы спутниками НАСА, возникли из-за таяния льдов на кромках крупных марсианских кратеров после падений метеоритов, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Если бы эти долины возникли в результате выхода грунтовых вод на поверхность Марса, то следы воды присутствовали бы и в самом кратере, но их там нет. Учитывая, где находились запасы льда в то время, и количество талой воды, которая должна была возникнуть после падения на них раскаленных пород, мы полагаем, что долины сформировались именно таким путем", — рассказывает Дэвид Вайсс (David Weiss) из Брауновского университета (США).

В последнее время ученые нашли множество намеков на то, что на Марсе в глубокой древности были реки, озера и целые океаны, сопоставимые с нашим Северным Ледовитым. С другой стороны, часть планетологов считают, что даже тогда Марс был слишком холодным, чтобы на нем постоянно существовали океаны, а вода могла находиться в жидком состоянии лишь во время извержения вулканов или падения метеоритов.

Трехмерная топографическая карта кратера Йезеро, полученная зондом MRO
Планетологи нашли следы существования двух океанических эпох на Марсе

Недавно эти представления пошатнулись – планетологи обнаружили на фотографиях некоторых марсианских кратеров — как у экватора (Исток и Йезеро), так и в северных полярных широтах (Лио) — следы потоков воды, которые совсем недавно, несколько десятков или сотен миллионов лет назад, текли по поверхности Марса.

Это открытие заставило многих ученых гадать, как на Марс попала жидкая вода и как она могла сохраниться достаточно долго для формирования сети неглубоких, но разветвленных каналов на склонах кратеров. Многие ученые предполагают, что в недавнем прошлом климат Марса был гораздо более теплым и мягким, поэтому подземные запасы льда в наиболее освещаемых Солнцем районах планеты могли периодически таять и выходить на поверхность после падений метеоритов.

Так могло выглядеть северное полушарие Марса в далеком прошлом
НАСА обнаружило замороженное подземное "море" на Марсе

Вайсс и его коллеги считают, что это не так. К такому выводу они пришли, так, исследовав структуру долин на кромках кратера Лио по снимкам, полученным зондом MRO. Этот кратер представляет собой гигантскую котловину диаметром в 225 километров и глубиной в примерно в семь километров, которая возникла в результате падения крупного астероида от 1,6 миллиарда до трех миллиардов лет назад.

Края этого кратера покрыты своеобразными реками, которые текли, по оценкам Вайсса и его коллег, примерно 1,2-1,8 миллиарда лет назад. Изучая устройство русел, ученые обратили внимание на то, что все они сосредоточены только на северной стороне кратера и не заходят внутрь воронки, что противоречило идее о грунтовом происхождении подобных рек и долин.

Ответ на загадку, как возникли эти реки, ученые нашли, изучая обстоятельства рождения кратера Лио. Команда Вайсса заметила, что все русла и долины самых "свежих" рек расположены там, куда должны были упасть расплавленные фрагменты грунта и пород, выброшенные при столкновении астероида с поверхностью Марса.

Кратер Исток, где ученые нашли следы недавних потоков воды
Потоки воды текли на Марсе "мгновения назад", выяснили ученые

Как показали расчеты геологов, такого тепла должно было хватить для того, чтобы растопить значительные запасы льда под поверхностью Марса и получить достаточное количество воды, способное проточить эти каналы. Схожим образом, как считают ученые, могли сформироваться и другие следы воды в южных регионах Марса, в том числе и те, которые считаются следами более мокрой и теплой эпохи в жизни красной планеты. Это возвращает к мысли о том, что Марс мог всегда быть холодным, заключают ученые.