Биологи научились вычислять клетки, где прячется ВИЧ - РИА Новости, 30.05.2017

Биологи научились вычислять клетки, где прячется ВИЧ

© Иллюстрация РИА Новости . Алина ПолянинаГенетики научились определять, в каких клетках "прячется" ВИЧ
Генетики научились определять, в каких клетках прячется ВИЧ

МОСКВА, 30 мая – РИА Новости. Американские биологи сделали большой шаг к избавлению человечества от ВИЧ — они открыли ген, который включается, только если в клетках есть спящий вирус иммунодефицита, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

"Сегодня все ученые мира работают над одной целью – поиском способов вычистить все следы ВИЧ из организма и избавить человека от инфекции. Все эти усилия, с другой стороны, будут бесполезны, если у нас не будет методики, позволяющей понять, действительно ли ВИЧ удалось полностью удалить", — заявил Фалгуни Гупта (Phalguni Gupta) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).

Сегодня больные ВИЧ могут прожить десятки лет благодаря антиретровирусным препаратам, которые подавляют различные этапы репликации вируса. Но из-за сильных побочных эффектов медики часто вынуждены рекомендовать пациентам прекратить прием этих лекарств на несколько недель.

Биологи нашли новый "бункер" ВИЧ в организме человека

В результате ВИЧ "вылезает из окопов" и начинает интенсивно копировать себя, зачастую возвращаясь к начальным масштабам инфекции за три или две недели. В последние годы ученые активно пытаются найти лекарства или антитела, которые помогали бы избежать подобной контратаки или позволяли бы выгнать вирус из клеток.

Как рассказывает Гупта, даже небольшого числа "неправильных" клеток иммунной системы или органов, которые ВИЧ заразил по ошибке, достаточно для того, чтобы возродить инфекцию после прекращения лечения. Ранее поиск таких клеток был крайне сложной задачей, так как "спящий" ВИЧ никак себя не выдает, а зараженные клетки ведут себя нормально во время приема антиретровирусных препаратов.

Гупта и его коллеги нашли решение этой проблемы, наблюдая за тем, как полноценные и дефектные частицы ВИЧ проникают в раковые клетки и меняют их работу в присутствии и в отсутствии иммунных клеток. Оказалось, что клетки человека, зараженные ВИЧ, имеют уникальную черту – они в большом количестве вырабатывают бета-галаксидазу, фермент, используемый вирусом для сборки его оболочки.

ВИЧ
Российские биологи выяснили, почему ВИЧ иногда вызывает рак

Нормальные клетки не вырабатывают эти молекулы, так как ген, отвечающий за их производство, вставляется в ДНК вирусом иммунодефицита и не имеет аналогов в человеческом геноме. Соответственно, присутствие самих молекул фермента или производимых им сахаров позволяет практически со стопроцентной уверенностью говорить о том, что в клетке прячется ВИЧ.

Первые попытки использовать эту методику для анализа крови ВИЧ-больных привели к неожиданным результатам. По словам Гупты, раньше биологи считали, что ВИЧ проникает в сравнительно небольшое число "неправильных" клеток — примерно десять на каждый миллиард "корректных" заражений.

ВИЧ
Ученые "навсегда" подавили вирус иммунодефицита в организме обезьяны

"Оказалось, что резервуар ВИЧ в организме больных, проходящих антиретровирусную терапию, гораздо больше, чем мы считали раньше, – таких клеток в 70 раз больше, чем показывали другие типы тестов", — продолжает Гупта.

Подобные результаты, как считают ученые, могут объяснять, почему ВИЧ удается быстро восстановить потерянные "завоевания" после прекращения прием лекарств. Это открытие, как считают Гупта и его коллеги, поможет вирусологам быстрее найти способ очистки организма от спящего ВИЧ, а сама методика, которую биологи назвали TZA, уже сейчас может применяться в клинической практике для оценки того, как долго больной сможет не принимать лекарства без сильного вреда для организма.