Астрономы раскрыли секрет вспышек на снимках Земли с зонда НАСА - РИА Новости, 16.05.2017

Астрономы раскрыли секрет вспышек на снимках Земли с зонда НАСА

© NASA / NASA/NOAAСнимок Земли, сделанный при помощи DSCOVR
Снимок Земли, сделанный при помощи DSCOVR

МОСКВА, 16 мая – РИА Новости. Загадочные белые вспышки, которые можно видеть на снимках зонда DSCOVR, оказались порождены частичками льда в атмосфере Земли, отражающими свет Солнца прямо в объектив камер этого космического аппарата, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Изначально мы думали, что вспышки были связаны с отражением Солнца от океана, но потом мы нашли множество подобных белых пятен и над сушей. Они не могли быть отражением света от водной поверхности озер и рек – пятна были слишком большими. Похоже, что эти вспышки возникают не на поверхности Земли, а в ее атмосфере, когда свет отражается от льдинок, повернутых горизонтально", — объясняет Александр Маршак из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США).

Зонд DSCOVR, запущенный космос в феврале 2015 года, — однин из последних и самых продвинутых климатических спутников НАСА и Администрации океанических и атмосферных исследований США (NOAA). В отличие от других зондов такого типа, он не вращается на орбите Земли, а находится в глубоком космосе, в точке, где силы притяжения Земли и Солнца уравновешивают друг друга.

Так художник представил себе ЦереруКратер Оккатор и белые пятна
Загадочные белые пятна на Церере меняются, обнаружили астрономы

Это позволяет ему следить за тем, что происходит на всей планете в целом, а также наблюдать за космической "погодой" и активностью Солнца. Каждые два часа он получает фотографии планеты и передает их вместе с климатическими и прочими научными данными на Землю, где их обрабатывают специалисты НАСА и климатологи NOAA.

Первые фотографии, которые получает камера EPIC на борту DSCOVR, раскрыли необычный феномен – на многих из них встречались загадочные белые пятна и вспышки, не похожие на облака и прочие потенциальные источники белого цвета. За последние два года на снимках EPIC были найдены сотни и тысячи таких вспышек, что исключает возможность того, что их порождают некие дефекты камеры или космические лучи.

Кратер Оккатор на планете Церера
Зонд Dawn раскрыл еще одну тайну загадочных белых пятен на Церере

Маршак, один из руководителей миссии, и его коллеги по НАСА решили выяснить, откуда берутся эти белые пятна. Ученые изучили несколько сотен "испорченных" фотографий и проанализировали, где, как и когда возникали вспышки.

Как показал этот анализ, вспышки возникали и над сушей, и над океаном, но при этом все они были сконцентрированы в той части планеты, которая в тот момент наиболее "прямо" смотрела на Солнце. К примеру, зимой белые пятна чаще всего появлялись в тропиках южного полушария, летом – в соответствующей части северного полушария, а в дни равноденствия – на экваторе.

Подобное блуждание вспышек заставило ученых вспомнить старую историю, которую они расследовали почти 20 лет назад, изучая снимки Земли, полученные зондом "Галилео" на пути к Юпитеру. На них, как вспоминает Маршак, тоже были белые пятна, которые его команда посчитала продуктом отражения солнечных лучей от частиц льда, парящих в атмосфере Земли.

Одна из первых фотографий, полученных зондом GOES-16
"Революционный" метеоспутник НАСА сделал семейное фото Земли и Луны

Тогда ученым никто не поверил, поскольку не было дополнительных фотографий с похожими пятнами, однако сейчас у Маршака и его коллег появилась возможность проверить свою гипотезу, используя снимки DSCOVR и компьютерную модель атмосферы Земли.

Как показали эти расчеты, белые пятна на фотографиях с климатического зонда НАСА и снимках с "Галилео" порождены частичками льда в тропосферных облаках Земли, парящих на высоте в пять километров. Многие микроскопические льдинки в перистых облаках, объясняют ученые, будут повернуты горизонтально к поверхности Земли, что превратит их в своеобразное зеркало, отражающее лучи светила в космос.

Подобные отражения, как считают ученые, можно использовать для поиска далеких планет и оценки их пригодности для жизни. Свет звезд, отражающийся от частичек льда в атмосфере экзопланет, будет более ярким, чем свечение самой планеты, и в его спектре, как объясняют ученые, будет вся нужная информации о химическом составе атмосферы и потенциальном присутствии жизни в ней.