Ученые: современные россияне являются "коренными" русскими лишь на 16%

МОСКВА, 15 мар – РИА Новости. Ученые из медико-генетического центра Genotek определили расовый и этнический состав среднестатистического жителя России и выяснили, что "коренные" русские занимают лишь третье место в числе их предков после представителей Западной Европы, Беларуси и Украины, сообщает пресс-служба компании.

"Каждому важно знать, откуда он родом и кто его предки. Мы проанализировали большой объем данных и составили этнический портрет среднестатистического жителя России. Наше происхождение может оказаться гораздо интереснее, чем мы сами можем предполагать. Гены способны рассказать гораздо больше, чем просто констатировать происхождение по материнской и отцовской линиям. Например, из ДНК-теста можно узнать, кем были ваши предки и где они жили сотни лет назад", — рассказывает Валерий Ильинский, генеральный директор Genotek.

Genotek занимается генетическими тестами и ДНК-анализом. Проведенные в компании ДНК-тесты помогли спасти жизни примерно сотни людей, страдающих от редких болезней.

Модель молекулы ДНК
Ученые: 83% россиян оказались друг другу родственниками

Эти данные используются не только для медицинских целей, но и для продвижения науки. Недавно ученые компании выяснили, что геномы примерно 82% россиян содержат одну из вариаций в гене аппетита FTO, которая делает их предрасположенными к полноте, что может объяснять быстрое распространение эпидемии ожирения по России. Кроме того, ученые выяснили, что примерно 83% россиян являются родственниками друг другу.

Еще одно исследование стартовало в сентябре 2015 года. За это время ученые изучили геномы более двух тысяч человек в возрасте от 20 до 45 лет, 59% из которых были мужчинами и 41% – женщинами. Наибольшее количество образцов биоматериала поступило из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, Владивостока, Новосибирска, Симферополя и Киева.

Студент обедает за компьютером
Генетики раскрыли причины распространения эпидемии ожирения в России

Проанализировав и сравнив между собой наборы из 560 тысяч маркеров в ДНК этих людей, ученые составили среднестатистический "портрет" жителя современной России. Оказалось, что "коренные" русские занимают всего лишь третье место в этом коллективном портрете – на их долю приходится лишь 16,2% от генома "среднего россиянина.

Если говорить о самых крупных деталях, то россияне оказались безусловными европейцами – на их долю приходится 90% от этого портрета.  Еще 9,7% приходится на азиатов, и 0,4% — на африканцев и жителей Океании.

"Лидером" в генетическом ландшафте России является, как это не показалось бы странно, Западная Европа – на долю выходцев из ее стран приходится 22,3% этого портрета. За ней следует Беларусь и Украина – на них приходится 19,2%. Кроме того, весомые доли занимают Финляндия (13,1%), Венгрия (6,3%), Ближний Восток (5,7%) и Балканы(5,5%).

Реконструкция облика члена ямной культуры Прикаспя
Генетики нашли новые доказательства каспийских корней индоевропейцев

Как подчеркивают ученые, речь идет не о современных жителях этих стран, а о тех генах, которые те и их российские "родичи" унаследовали от своих общих предков. Геном современного человека представляет собой мозаику: современные этнические группы образовались в результате смешения нескольких древних крупных популяций, этим объясняется то, что в геномах современных людей ученые находят близкие участки, например, у жителей Финляндии и центральной России.

По данным Всероссийской переписи 2010 года, 80,9% населения считает себя русскими, 3,87% — татарами, 1,4% — украинцами, 1,15% — башкирами, 1,05% — чувашами, 1,04% — чеченцами. Доля жителей России, причисляющих себя к другим национальностям, составляет менее 1%.