МОСКВА, 14 мар – РИА Новости. Российско-американский математик Сергей Гаврилец и его коллеги выяснили, почему человек и некоторые животные жертвуют собой ради спасения других, несмотря на бесполезность таких подвигов с точки зрения эволюции. Их выводы опубликованы в журнале Scientific Reports.
"Наши коллеги уже выделяли несколько других возможных механизмов, которые бы объясняли эволюцию подобных экстремальных форм кооперации, совместимых с теорией эволюции. Мы считаем, что в этом виноват один очень мощный, но малозаметный механизм – чувство единства, слияние личностей, которое возникает в тех случаях, когда люди вместе переживают что-то плохое", — рассказывает Гаврилец, работающий в университете Теннесси в Ноксвилле (США).
В новой работе Гаврилец и его коллеги изучили еще одну вещь, которое не имеет эволюционного объяснения – склонность жертвовать собой ради спасения одного или нескольких других особей, не являющихся родственниками, членами стаи или группы.
Иными словами, человек или животное жертвует собой ради спасения чужих генов, обрекая свою линию на вымирание, что должно было привести к полному исчезновению таких героев и "смертников". В истории человечества есть множество примеров подобного самопожертвования, начиная Фермопилами и заканчивая японскими камикадзе 1945 года и современными террористами-смертниками. И такие люди пока не собираются вымирать, как им пророчит теория эволюции.
Такое "сплочение коллектива" имеет эволюционный смысл, так как помогает выживать при борьбе с силами природы или с другими группами себе подобных. При этом выживание вида, все представители которого находятся под общей угрозой, становится важнее, чем продолжение существования генов одного индивида.
В самых экстремальных ситуациях это единство достигнет такого уровня, что границы между индивидами в группе размоются так сильно, что все ее представители начнут считать друг друга братьями, сестрами или даже частью своего тела.
В прошлом, эта программа "ультра-социального поведения" помогала человечеству выживать, а сегодня, когда проблема выживания не так остра – заставляет отдельных людей действовать иррационально в экстремальных ситуациях, жертвуя собой ради выживания других людей или идеалов какой группы.