ЦЕРН приблизился к созданию ускорителя на основе идей российских ученых

© Фото : M.Brice/CERNРабота ЦЕРНа. Архивное фотоРабота ЦЕРНа. Архивное фото

НОВОСИБИРСК, 9 мар – РИА Новости. Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) планирует в течение ближайших нескольких лет продемонстрировать миру новый компактный ускоритель элементарных частиц, в основе которого лежат разработки ученых Института ядерной физики СО РАН.

Компактный мюонный соленоид (CMS). Архивное фото
ЦЕРН в 2020 году определится со строительством "коллайдера будущего"

До сих пор увеличение энергии в физике элементарных частиц достигалось ценой увеличения размеров коллайдера. В этом ученые практически подошли к критической черте. Длина основного кольца Большого адронного коллайдера (БАК) составляет почти 27 километров, а, например, длина Международного линейного коллайдера (ILC), проектируемого в Японии, будет составлять 31 километр. Эксперимент AWAKE может открыть путь к созданию коллайдеров нового типа, в которых увеличение энергии не будет сопровождаться столь колоссальным ростом размеров установок. В декабре 2016 года ученые в рамках эксперимента уже зафиксировали наличие в плазме сильного электромагнитного поля, что подтверждает перспективность исследования.

"Эксперимент задумывается в несколько этапов. Первый этап направлен на то, чтобы продемонстрировать взаимодействие протонов и плазмы, что при этом взаимодействии действительно формируются ускоряющие структуры – этот этап будет длиться до конца 2017 года. Следующим этапом будет инжекция ускорения электронов в этих плазменных волнах – это примерно еще один год. Потом ЦЕРН будет закрыт на два года для апгрейда установок", — рассказала журналистам в Новосибирске в четверг технический координатор проекта в ЦЕРН Эдда Гшвендтнер (Edda Gschwendtner).

После модернизации установок, по ее словам, предполагается следующий эксперимент, который будет направлен именно на демонстрацию готового ускорителя на основе новой технологии, который в конечном итоге мог бы применяться для экспериментов со встречными пучками электронов и протонов.

Так художник представил себе стокновение сверхмалых частиц
Физики ЦЕРН почти разгадали тайну пропажи антиматерии из Вселенной

Руководитель коллаборации AWAKE, директор Института физики им. Макса Планка (Мюнхен, Германия) Аллен Калдвелл (Allen Caldwell) в свою очередь отметил, что проект является уникальным, так как для достижения высоких энергий ученые используют высокоэнергичные протонные пучки, что позволит в перспективе значительно уменьшить коллайдеры, используемые для поисков "новой физики". Он также отметил, что эксперимент основан на идеях и методах расчета взаимодействия протонного пучка с плазмой, разработанных в ИЯФ.

"Эксперимент AWAKE важен, потому что он делает большой шаг от уже хорошо изведанной области. Если теория, которую мы предсказали, подтвердится в ходе экспериментов, можно будет делать следующий шаг к новым ускорителям, которые могут быть применены для исследования природы, устройства мира, а не только процессов ускорения. В этом эксперименте мы отвечаем за теорию, моделирование, делаем большую часть теоретической работы", — сообщил главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН Константин Лотов.