Геологи доказали, что на Земле началась "эра человека" - РИА Новости, 02.03.2017

Геологи доказали, что на Земле началась "эра человека"

© Фото : RRUFFМинерал саймоколлеит, возникший благодаря разработке медных шахт
Минерал саймоколлеит, возникший благодаря разработке медных шахт

МОСКВА, 2 мар – РИА Новости. Геологи заявляют о начале антропоцена, "эры человека" на Земле, опираясь на открытие двух сотен различных минералов, в формировании которых люди приняли непосредственное участие, говорится в статье, опубликованной в журнале American Mineralogist.

"Среди более пяти тысяч минералов Земли присутствует 208 видов, которые напрямую или косвенно были созданы человеком начиная с середины 1700 годов. Мы полагаем, что сейчас формируются и другие типы "антропогенных" минералов с такой же сверхбыстрой скоростью. По геологическим меркам, эти 250 лет являются мгновением ока по сравнению с тем временем, которое формировались другие породы в прошлом", — заявил Роберт Хейзен (Robert Hazen) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Золотые гвозди и геологические рельсы

Экологи, биологи и многие другие представители естественных наук уже более полувека говорят о наступлении антропоцена – новой геологической и исторической эры, в которой на Земле начал господствовать человек. В пользу этого выдвигается масса аргументов, опирающихся на резкое ускорение в темпах вымирания животных и необратимые изменения в экосистемах, вызванные деятельностью человека.

Испытания ядерного оружия на атолле Муророа. 1971
Ученые официально провозгласили начало новой геологической эры

Подобные идеи вызывают резкое неприятие со стороны геологов, которые не считают, что подобные процессы могут оставить заметный след в породах Земли, способный подсказать нашим далеким потомкам или гостям планеты, что в это время наступила новая эра, связанная с развитием нашей цивилизации.

Дело в том, что геологи используют два формальных критерия для разделения исторических эпох —  наличие заметных следов долгосрочных и долговременных изменений в породах этой эпохи, а также следы быстрых и кратковременных глобальных перемен.

Ярким примером этого служат отложения на границе между меловым периодом и кайнозоем, сохранившие в себе следы падения метеорита, которое уничтожило динозавров и вызвало глобальные изменения в климате планеты. Такие прослойки пород, сигнализирующие о смене эпох, геологи часто называют "золотыми гвоздями", по аналогии с символическими костылями, которые промышленные магнаты XIX века вбивали в шпалу при закладке новых железных дорог.