Залежи никеля в Норильске могли вызвать мощнейшее вымирание в истории Земли

© Фото : Dmitry BogdanovФауна и флора Пермского периодаФауна и флора Пермского периода
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 21 фев – РИА Новости. Формирование залежей никеля на территории современного Норильска примерно 252 миллиона лет назад могло вызвать мощнейшее вымирание в истории Земли, погубившее 90% видов животных, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Ученые выделяют пять крупнейших массовых вымираний видов на Земле. Наиболее значительным считается Великое пермское вымирание, когда исчезли более 95% всех живых существ, населявших планету, в том числе причудливые звероящеры, близкие родичи предков млекопитающих, и целый ряд морских животных.

Загадки Перми

Существуют свидетельства, что в то время в атмосферу и океаны были выброшены большие объемы углекислого газа и метана, из-за чего климат Земли резко поменялся, став крайне жарким и засушливым. Как рассказывает Эмма Мунгалл (Emma Mungall) из университета Торонто (Канада), сегодня ученые активно спорят о том, откуда взялись эти парниковые газы и как им удалось быстро уничтожить почти весь живой мир палеозоя.

Всплытие мантии в Сибири стало причиной Пермского вымирания животных

Как считают ученые, эти выбросы СО2 и СН4 были связаны с мощнейшими излияниями магмы на территории Восточной Сибири, которые произошли около 252 миллионов лет назад в пределах современного плато Путоран и в окрестностях Норильска.

Часть геологов, к примеру российские ученые Александр и Степан Соболевы из Института геохимии и аналитической химии РАН, предположили, что их источником были выбросы магмы, сформировавшиеся из бывших пород морской коры, богатой органикой. Другие исследователи не согласны с этой гипотезой — они считают, что источником газов были экосистемы того времени, чья работа поменялась или нарушилась в результате катаклизма.

© Фото : Le Vailllant et al. / PNAS 2017Схема выбросов никеля из пород Восточной Сибири 252 миллиона лет назад
Схема выбросов никеля из пород Восточной Сибири 252 миллиона лет назад

Многие микробы, как рассказывает Мунгалл, способны питаться самыми разными веществами и извлекать энергию из них очень разнородными путями, используя те вещества, которые у них есть под рукой. Отдельные бактерии и археи, к примеру, могут использовать атомы никеля и ряда других металлов в качестве катализатора для реакций, в ходе которых молекулы уксусной кислоты и другой органики преобразуются в метан и прочие углеводороды.

Металлическое облако

Почему это важно? Дело в том, что формирование плато Путорана и других регионов Восточной Сибири привело к рождению крупнейших залежей никеля, и породы того времени из других регионов мира содержат в себе множество следов этого металла. Их открытие, по словам авторов статьи, давно заставляет ученых задумываться о том, могли ли выбросы никеля спровоцировать гигантский бум в размножении бактерий и тем самым породить выбросы огромных количеств метана в атмосферу.

Зубы примитивных хордовых существ - конодонтов (Conodonta), обитавших в морях на месте южного Китая в Триасовом периоде
Смертельная жара в Триасе "выжгла" фауну после Пермского вымирания

Проблема, как объясняет Мунгалл, заключается в том, что никель крайне плохо испаряется и его концентрация в вулканических газах обычно бывает минимальной. Этим пользуются сторонники "магматической" гипотезы, заявляя, что никеля, выброшенного в ходе сибирских извержений, было явно недостаточно для запуска процесса размножения микробов.

Авторы статьи нашли ответ на этот вопрос, изучая породы, извлеченные из отложений никеля в норильском руднике "Октябрьский". Рассматривая образцы никелевой руды, геологи обратили внимание на включения, похожие на крупные капли жидкости и содержавшие в себе соли никеля.

В этих каплях обнаружились большие пустоты, которые, как считают ученые, в прошлом заполняли пары воды, обогащенные соединениями никеля, хлора и серы. В таком виде никель мог легко перемещаться на большие расстояния, так как он "путешествовал" не самостоятельно, а в виде трех разных солей – сульфида никеля, хлорида никеля и дихлорида никеля.

Лес каменноугольного периода, облик которого был восстановлен по отложениям, законсервированным в вулканическом пепле
Метановые выделения архей были причиной Пермского вымирания

Как показывают расчеты ученых, формирование большого числа таких капель и их выброс в воздух должно было обогатить воды мирового океана достаточным количеством металла для запуска процесса размножения микробов. Поэтому, как считают Мунгалл и ее коллеги, "никелевая" гипотеза рождения Великого пермского вымирания имеет право на жизнь и хорошо объясняет то, как выбросы магмы смогли почти полностью уничтожить жизнь всего за 300 тысяч лет — мгновения по геологическим меркам.