Ученые из МГУ успешно протестировали вещество, замедляющее старение

Эксперименты на мышах помогут подобрать ключ к программе старения

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости. Российские биологи успешно проверили работу препарата по замедлению старения клеток на мышах, продлив им жизнь на 15% или 45 дней, и опубликовали результаты экспериментов в журнале Aging.

"Эта работа существенна как с теоретической, так и с практической точки зрения. С одной стороны, она показывает ключевую роль активных форм кислорода, вырабатываемых митохондриями, в старении организма млекопитающих. С другой стороны, открывается путь к лечению старения антиоксидантами, специфически нацеленным в митохондрии", — объясняет академик Владимир Скулачев, декан факультета биоинфенерии и биоинфоматики МГУ.

Как ранее рассказывал РИА "Новости" Скулачев, он является сторонником теории Августа Вейсмана. Она постулирует что смерть и старение — это не случайные процессы дряхления тканей тела и умирания клеток, а целенаправленная эволюционная программа, заставляющая старые организмы уступать место новым поколениям живых существ.

Декан факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ, директор Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, академик РАН Владимир Скулачев
Голые землекопы станут ключом к бессмертию человека, считает биолог

Руководствуясь этой идеей, академик и его научная команда уже несколько лет работают над созданием препаратов, которые бы замедляли старение одной из самых важных частей клеток – их митохондрий, своеобразных "энергостанций" нашего тела. В митохондриях происходит процесс окисления питательных веществ и преобразование их энергии в "энерговалюту" клетки, молекулы АТФ, необходимую для запуска всех процессов, требующих расходов энергии.

Несколько лет назад команда Скулачева открыла молекулу SkQ1, которая может решить эту задачу. Она представляет собой мощный антиоксидант, способный проникать внутрь митохондрий и нейтрализовать агрессивные молекулы окислителей, разрушающие ее стенки и снижающие ее КПД. Это вещество входит в состав глазных каплей "Визомитин", который Скулачев и его коллеги поставляют уже несколько лет в российские аптеки.

Ученый кормит мышей, участвующих в экспериментах по замедлению старения

В новой работе, опубликованной в рецензируемом научном журнале, Скулачев и его единомышленники показали, что SkQ1 действительно замедляет старение организма, помогая митохондриям дольше и лучше работать.

Свои опыты ученые проводили на особой линии мышей, генетически предрасположенных к появлению случайных мутаций в ДНК митохондрий. Такие мыши живут крайне недолго по сравнению с обычными  лабораторными грызунами – около 280-290 дней вместо 2-3 лет. Накопление мутаций и разрушение митохондрий ведет к массовой гибели их клеток, преждевременному старению и смерти.

Получив таких мышей, ученые разделили их на две группы, одна из которых питалась нормальной диетой, а вторая – диетой с добавлением SkQ1. Когда грызуны достигли восьмимесячного возраста, различия между представителями той и другой группы стали заметными даже несведущим наблюдателям.

Раковая клетка в организме человека
Российские ученые замедлили старение клеток при помощи гормона сна

К примеру, мыши из контрольной группы начали быстро терять вес, у них искривлялся позвоночник, они теряли волосы и в целом начинали вести себя, как пожилые особи. С другой стороны, грызуны, употреблявшие SkQ1, не проявляли типичных признаков старения еще как минимум 40-45 дней, благодаря чему их здоровая старость продлилась гораздо дольше, чем у первых мышей. В среднем, мыши, употреблявшие SkQ1, жили около 335 дней, тогда как особи из контрольной группы обычно дотягивали лишь до 290 дней.

Помимо "Визомитина", Скулачев и его команда работают над созданием и началом производства другого лекарства на базе SkQ1, раствора для приема внутрь. Сейчас он, как сообщает пресс-служба МГУ, проходит клинические исследования. В случае успеха этих исследований "лекарство от старости" может появиться в аптеках через 2-3 года.

21 пользователь оставили 24 комментария
  • После создания лекарства от старости, надо создавать лекарство от жадности, подлости, глупости.
    17.02.2017
  • Классная реклама! Кто-то очень большие деньги сделает.
    17.02.2017
  • Как выпускник МГУ могу с уверенностью сказать, что нынешние учёные из МГУ скоро вырвут лавры у британских учёных. А при увеличении суммы гранта они возьмутся и за элексир вечной молодости и даже бессмертия, но за отдельную плату.
    17.02.2017
  • И где купить? И почем? А то, через год - 70...
    17.02.2017
  • Лохотрон!!! Никто не знает, сколько ему отведено. Соответственно никто не узнает о том, работает это чудо лекарство или нет.
    17.02.2017
  • Через 20-30 лет наверное, а не 2-3? Ведь как можно давать людям препарат "чья безопасность не доказана"?
    Да и ПФР удавиться.
    Но есть и плюсы - на пенсию будете в 130 лет выходить, по традиции за два-три года до смерти.
  • теперь можно увеличить пенсионный возраст лет на 15-20
    17.02.2017
  • Wasilyev Vladimir, словосочетание "британские учёные" в последнее время звучит как-то уничижительно. :)
    17.02.2017
  • Серж Бонд, Достаточно от зависти.Все остальные пороки -производное от нее.
    17.02.2017
  • На сколько мне помнится, ион скулачева был автором открыт не несколько лет назад, а несколько десятков лет назад, помнится мне и оды про слепую лошадь и деньги Дерипаски...)))
    Судя по всему, воз и поныне там, где он был в 70х годах...)))
    18.02.2017
  • Вадим Ростовский, Ну что Вы! Британские это вершина, к которой устремлены многие их собратья и из нашей страны:))
    18.02.2017
  • Акадэмик скулачков! Где начинать смеятся? Чубайсо-акадэмики, хорошо пилят бабло! Но не могут(в принципе), создать прорывную научную разработку!
  • Круто.
    18.02.2017
  • конопля- рецепт от старости
    америку открыли...
    18.02.2017
  • Когда-то вейсманистов-морганистов поливали, аки нынче гомеопатов. А они, глядь, живым-живехоньки. Новое - хорошо забытое старое.
    18.02.2017
  • Ну вот и пипец пенсионному фонду и его накоплениям. Хотя его потом всё равно разбавлять будут...
    19.02.2017
  • Это не лекарство от старости. митохондрии это энерго станции, простое занятие спортом приводит к увеличению митохондрий- отсюда сила, это био стимулятор или норкота можно отнести к допингам. что наши ученые решили англосаксонских переплюнуть, только работа с днк и с программами этой структуры можно чего то добиться.
    19.02.2017
  • Пусть американцы лучше подумают, как вернуть Аляску России, а не о Крыме.
    19.02.2017
  • Исаев Александр, хотел сначала с вами не согласиться. Вроде бы и публикация действительно есть, и профессор есть, правда нет в МГУ факультета биоинФенерии, ну да это наверное опечатка. А нет,оказалось что действительно, банальная реклама глазных капель,не имеющих даже международного названия и не проходивших сертификации.
    19.02.2017
  • Какое там "лекарство от старости", о чем это вообще?? Пройдитесь с обычной простудой в обычной районной провинциальной поликлинике по всем кругам больничного ада - и жить расхочется. Врачи элементарные процедуры перестали делать, не то, что какую-то чудо-молекулу в митохондрию вкалывать... Молекула - это круто, да, конечно! Но прожить остаток жизни в очереди за этой молекулой в больнице - бред бредовый. Не молекулы надо изобретать, а систему здравоохранения реорганизовывать. Зачем больному эта продлевающая молекула? Чтобы он лишних 5-10 лет в очереди к участковому терапевту проторчал???
    19.02.2017