Ученые выяснили, как раковые клетки обманывают иммунную систему

© Emiko Paul, Quade Paul, Echo Medical Media; Ron Gamble, UAB InsightКлетка-“ктулху” в опухоли рака молочной железыКлетка-“ктулху” в опухоли рака молочной железы

МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Биологи выяснили, что некоторые раковые клетки умеют "переманивать" иммунитет на свою сторону благодаря тому, что они маскируются под заживающие раны, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Cell.

"Мы знали, что раковые клетки могут эксплуатировать эту реакцию, но не знали, как они заставляют организм считать, что на их месте находится заживающая рана. Мы очень рады тому, что нам удалось понять, что некоторые виды рака используют для этих целей белок TRAIL. Это говорит о том, что отключение этой реакции сделает раковые клетки снова видимыми для иммунитета, и заставит его бороться с раком, а не защищать его", — заявил Шеймус Мартин (Seamus Martin) из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия).

Как сегодня считают ученые, иммунная система обычно неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, клетки которых все время находятся внутри них. Когда клетки приобретают способность двигаться самостоятельно, возникают метастазы, которые иммунная система по каким-то причинам просто не видит и не пытается подавить раковые клетки. По текущей статистике медицинских служб США, около 90% смертей раковых больных приходится на метастазы.

Клетка-“ктулху” в опухоли рака молочной железы
Биологи выяснили, как раковые клетки начинают "гулять" по организму

Мартин и его коллеги нашли одно из возможных объяснений тому, почему иммунные клетки начинают игнорировать рак, изучая то, как раковые клетки реагируют на один из молекулярных сигналов, запускающих в них апоптоз – программу клеточного самоуничтожения. Некоторые иммунные клетки умеют  целенаправленно "включать" апоптоз в других клетках, которые они заподозрили в превращении в раковую опухоль. Для этого они  сцепляются  "подозрительной" клеткой, изучают ее поверхность и выделяют особые белки-"киллеры", включающие апоптоз, при подтверждении ее раковой природы.

Сегодня ученые активно ищут методы, которые позволили бы насильно запускать эту программу в раковых клетках, что помогло бы "чисто" уничтожать опухоли, не используя химио- или радиотерапию.

Экспериментируя с одной из таких белковых цепочек под названием TRAIL, Мартин и его коллеги открыли нечто противоположное – оказалось, что раковые клетки могут использовать данный белок для того, чтобы "обманывать" иммунную систему, убеждая ее в том, что она имеет дело не с раковой опухолью, а с растущими клетками в заживающей ране.

Раковая клетка в организме человека
Медики случайно выяснили, как защитить раковых больных от бесплодия

Получив такой сигнал, иммунные клетки выстраивают "санитарный кордон" вокруг опухоли, не пуская туда другие клетки и выбрасывая большое количество других сигнальных молекул, способствующих развитию воспаления, повышению температуры в опухоли и ее насыщению нутриентами. Все это не убивает, а только помогает раковым клеткам расти. Более того, иммунные клетки будут отлавливать и уничтожать молекулы лекарств, пытающиеся попасть внутрь опухоли, дополнительно защищая ее от смерти.

Как показали дальнейшие опыты, у подобной методики защиты рака есть свое слабое место – мутантная версия гена CASP8, отвечающего за развитие воспалительной реакции и защиту клеток от апоптоза. Его удаление, блокировка или повреждение делало клетки рака "видимыми" для иммунитета, что можно использовать для борьбы с опухолями, заключают ученые.