Российские астрономы создали каталог из почти миллиона галактик - РИА Новости, 09.02.2017

Российские астрономы создали каталог из почти миллиона галактик

© Фото : ESO/M. ClaroДуга Млечного Пути сфотографированная в Чили
Дуга Млечного Пути сфотографированная в Чили

МОСКВА, 9 фев – РИА Новости. Ученые из Московского государственного университета и их зарубежные партнеры создали первый детальный астрономический каталог, в который вошла информация о звездах примерно 800 тысяч галактик, и опубликовали его в приложении к Astrophysical Journal.

"Для каждой галактики мы извлекаем из существующих обзоров маленькую картинку, которая показывает, как галактика выглядит на разных длинах волн, и это дает нам материал для дальнейших исследований. Полную картину эволюции Вселенной за последние семь миллиардов лет можно будет увидеть лет через десять, когда будут завершены крупные обзоры типа DESI, где планируется получить спектры для 25-30 миллионов объектов", — заявил Игорь Чилингарян из Государственного астрономического института МГУ.

Изучение спектра света звезд — один из главных инструментов для исследования тайн Вселенной, позволяющий выяснить химический состав "звездных мегаполисов", узнать многое об их "демографии", числе молодых и пожилых звезд, обнаружить присутствие крупных черных дыр и раскрыть многие другие свойства.

Иван ЗолотухинИсточник излучения HLX-1
Астроном из МГУ нашел "потерянные звенья" в эволюции черных дыр

На сегодняшний день насчитывается несколько десятков крупных каталогов звезд и галактик, описывающих сотни миллиардов светил и миллионы галактик, однако, как отмечает Чилингарян, не во всех даются исчерпывающие и достаточно качественные данные по спектру звезд. Это заметно ограничивает возможности астрономов и вынуждает их искать дополнительные источники информации при изучении эволюции галактик и отдельных звездных скоплений.

Астрономы из МГУ, их французские коллеги и ряд программистов-энтузиастов создали свой собственный каталог, RCSED (Reference Catalog of galaxy SEDs), лишенный подобного недостатка. Главное его отличие в том, что каждая галактика в нем представлена во всех диапазонах электромагнитного излучения — от инфракрасного до глубокого ультрафиолета.

Как рассказывает Чилингарян, этот каталог уже помог ему и его коллегам совершить несколько новых открытий, в том числе выяснить, что некоторые карликовые галактики иногда спасаются от столкновения с более крупными соседками, изгоняя себя из скопления в результате взаимодействий с другими карликовыми галактиками.

Фотографии компактных эллиптических галактик на разных стадиях побега
Астрономы выяснили, как галактики-карлики сбегают от "больших сестер"

В отличие от многих других проектов такого рода, в разработке RCSED принимали участие множество волонтеров, не связанных с астрономией. Программисты, работающие в крупных российских IT-компаниях, помогли астрофизикам разработать сайт проекта и алгоритмы поиска информации в базе RCSED, а также обработать исходные данные так, чтобы каталог был составлен из максимально качественных и подробных результатов наблюдений.

На настоящий момент Чилингарян и его коллеги решили остановиться на отметке в 800 тысяч галактик, однако в будущем они не исключают возможности того, что каталог RCSED будет значительно расширен в будущем. Это расширение может происходить как вширь, путем добавления новых галактик, расположенных за пределами зоны в 3,5 миллиарда световых лет, так и вглубь, путем увеличения объема данных по каждому объекту. Подобный рост каталога, как считает ученый, поможет нам узнать много нового об эволюции галактик и Вселенной в целом.