Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: создать луноход легко, а доставить его на Луну – гораздо сложнее - РИА Новости, 25.01.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Эксперт: создать луноход легко, а доставить его на Луну – гораздо сложнее

© NASA / Neil ArmstrongАстронавт Базз Олдрин на поверхности Луны
Астронавт Базз Олдрин на поверхности Луны
Читать ria.ru в

МОСКВА, 25 янв – РИА Новости. Виталий Егоров, сотрудник компании "Даурия-Аэроспейс" и инициатор проекта по созданию первого частного лунного зонда, рассказал РИА "Новости" о том,  почему "лунная гонка" Google Lunar X-Prize, даже если все ее участники не достигнут финиша, является важной для изучения космоса и науки в целом.

Конкурс Lunar XPrize был запущен в 2007 году компанией Google и фондом XPrize в 2007 году для популяризации "частного" освоения космоса и изучения других планет. В его рамках поисковый гигант пообещал выделить около 30 миллионов долларов любому человеку или частной компании, которая разработает новый луноход и предоставит убедительные планы по его высадке на Луне.

Сегодня жюри конкурса огласило список из пяти проектов, которые исполнили все предварительные требования для получения "большого приза" и которым удалось дать гарантии того, что у них уже есть "рабочий" контракт на запуск в космос. Эти пять проектов представлены четырьмя странами – Индией, США, Японией и Израилем, и тремя частными космодромами в США, Индии и Новой Зеландии. Виталий Егоров объяснил, зачем вообще нужен подобный проект и почему успех каждого участника этой "лунной гонки" крайне мал.

Концепт лунохода для исследования лунной поверхности
Первый индийский луноход может сварить пиво на Луне

— Виталий, учитывая относительно скромные деньги, зачем вообще нужен проект Lunar XPrize?

— Если бы конкурса Lunar XPrize не существовало, то его следовало бы придумать, это интересная и похвальная инициатива. Отдельный полезный эффект от ее создания, который  организаторы, пожалуй, не ожидали — это демонстрация того, насколько, на самом деле, космонавтика сложное занятие.

Казалось бы, 30 миллионов долларов — солидная сумма, но для задачи посадки на Луну ее все равно мало, этим и объясняется затягивание сроков конкурса и выход из соревнования большинства конкурсантов. Сделать радиоуправляемую машинку несложно, а вот доставить ее за 400 тысяч км и мягко посадить на Луну, погасив скорость с трех километров в секунду до нуля — это сложно.

— Насколько вообще вероятен успех хотя бы одного из этих пяти проектов? Смогут ли они, по вашим оценкам, исполнить те задачи, которые перед ними поставили организаторы конкурса?

— Об удаче проекта можно судить с двух ракурсов. Во-первых, это удачная посадка и выполнение всех конкурсных задач. Я оцениваю вероятность такого успеха любой команды не более чем в 5%.

Американский астронавт Юджин Сернан на лунном автомобиле
Инженер рассказал о разработке спутника для проверки "лунного заговора"

Во-вторых, напомню, что цель всего Lunar XPrize — стимулирование коммерческого освоения Луны и выход частной космонавтики в дальний космос. Тут об успехе можно говорить, если под задачу строительства лунохода будет создана серьезная компания с профессиональным инженерным коллективом и перспективными наработками. Даже если их луноход упадет, они останутся на рынке, если смогут найти применение своей квалификации и технологиям.

Сейчас к такому успеху наиболее близка команда Moon Express, ее члены рассматривают участие в конкурсе не как самоцель, а как этап своей деятельности. В них сейчас уже инвестировано более 40 миллионов долларов, то есть больше, чем они смогут выиграть у Google.

— Все же, какая из этих миссий ближе всего находится к успеху с технической точки зрения? Только у индийского проекта ECA, судя по его описанию, есть посадочная платформа, а другие выглядят менее серьезными.

— Посадочная платформа будет у всех, иначе просто невозможно посадить их на поверхность Луны, разве что в надувном шаре, как осуществлялась посадка советской "Луны-9".

Я думаю, что более подготовленными с технической точки зрения как раз выглядят идеи Moon Express, хотя бы потому, что их технологии частично заимствованы у НАСА. В частности, они используют систему Modular Common Spacecraft Bus (модульная платформа для разработки дешевых космических аппаратов, на базе которой создавался зонд LADEE).

— Часть команд, участвовавших в конкурсе, говорила о возможности получить фотографии мест посадки "Аполлонов". Убедят ли такие снимки и видеоролики скептиков в том, что американцы действительно побывали на Луне?

— Из всех участников конкурса посадку у следов "Аполлонов" на Луне планировала лишь команда из Германии, которую спонсирует концерн Audi. Как я понимаю, они даже не попали в список финалистов. Остальные официально таких целей не объявляли, хотя за такие снимки в рамках Lunar XPrize предусмотрен дополнительный приз в два миллиона долларов.

Астронавт Эдвин Олдрин на поверхности Луны
Ученые выяснили, почему некоторые люди не верят в научные открытия

Причина этого заключается  в сложности точной посадки. С первого раза добиться хотя бы десятикилометровой точности посадки на Луну практически нереально. Для примера: китайский луноход "Юй-ту" сел на Луну на 400 километров дальше от предположительного места посадки.

Что касается верующих в лунный заговор, их не убедит ничто, даже если доставить на Луну их самих и показать следы Нила Армстронга на лунном реголите. Хотя я уверен, в ближайшие десять лет какой-либо частный спутник или луноход все равно посетят эти туристические достопримечательности

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала